После изгнания мавров из Испании
После изгнания мавров из Испании, именно на евреев были вначале направлены преследования инквизиции.
Наименьшим весом в торговле, употреблявшимся арабскими купцами, было ячменное зерно, а четыре зерна равнялись одной сладкой горошине, по-арабски – карат; эта мера и до сих пор применяется в мировом обращении. Особенно показательно, что
После изгнания мавров из Испании, именно на евреев были вначале направлены преследования инквизиции.
Наименьшим весом в торговле, употреблявшимся арабскими купцами, было ячменное зерно, а четыре зерна равнялись одной сладкой горошине, по-арабски – карат; эта мера и до сих пор применяется в мировом обращении. Особенно показательно, что практически все современные европейские языки (включая и русский) имеют множество арабских слов и терминов, применяемых как в научном лексиконе, так и в обыденном языке: алхимия и адмирал, алкоголь и альманах, лютня и гитара, гарем и султан, зенит и зеро и многие другие.
Арабская культура мавританской Испании распространяется в страны центральной и северной Европы, тем не менее, несмотря на то что западная Европа тесными узами была связана с Византийской империей, она унаследовала от арабов больше, чем от византийцев.
Движение «alumbrados»
Ренессанс внес в религиозную жизнь Испании широкий спектр разнообразных течений и направлений. Среди них следует особо выделить религиозно-мистическое движение «озаренных», иллюминатов («alumbrados»), которое М. Батайон назвал «великой ересью XVI века». Подлинно испанское в своей сущности, это движение возникло на Пиренейском полуострове в начале столетия. В глубинных истоках оно было связано с духовной жизнью средневековой Испании, а также с предреформационным религиозным течением «нового благочестия». Малоизученное, это движение вызывало самые противоречивые оценки и толкования. Этому немало способствовало отсутствие письменного изложения доктрины «озаренных». Большинство источников для изучения этого явления происходят из архивов инквизиции, представляют собой материалы процессов против иллюминатов. Это способствует созданию крайне отрицательного образа, вызывает слишком одностороннюю оценку движения «озарённых».
Несколько слов о самом термине. В XV веке определение «alumbrado» – озаренный, просветленный еще не имело того негативного значения, которое предастся ему впоследствии. В «Посланиях святой Екатерины Сиенской», изданных в 1512 году на кастильском, это слово использовалось для характеристики определенных групп людей, стремящихся к евангельскому благочестию и достижению духовного совершенства посредством соблюдения заповедей, практикой мысленной молитвы, основанной на толковании Священного писания. В этих объединениях «совершенных» («perfectos») духовное вдохновение почиталось больше, чем церковные авторитеты.1 Термин «озаренный» имел здесь положительный и даже похвальный оттенок.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.