Подпольное искусство
Тем самым все более сближалось с буржуазным по своей природе эстетизмом: внешний антагонизм обернулся внутренним соответствием. Господствующая культура в ипостаси элитарности поглотила свою противоположность. Метаморфозы культурных оппозиций составляют, таким образом, важнейшую часть системы культуры стран капитализма, часть, в определенной мере способствующую господствующему положению буржуазной культуры. Следовательно, почва для консервативной реакции была подготовлена в искусстве уже как бы изнутри, в перерождении форм, развивавшихся в системе контркультуры. Каково же оказалось место искусства в новой расстановке акцентов? С одной стороны, «массовая культура» Запада (телевидение, Голливуд, Бродвей, популярная беллетристика и т. п.) в значительной своей части справедливо рассматривается как проводник буржуазной идеологии и системы ценностей. В этом смысле из всех видов искусств экран, пожалуй, был наименее подвластен стихии протеста, характерной, по мнению того же Д. Белла, для «модернистской» культуры вообще. Поэтому и основа для возврата к традиции здесь практически не была подорвана. Однако нельзя не учитывать и противоположного аспекта. В рамках «официального» художественного производства стран Запада создавались и создаются произведения, в которых роль прогрессивных демократических элементов, гуманистического, в основе своей антибуржуазного пафоса оказывается ведущей. Не случайно те же американские социологи считают, что для творческой интеллигенции как социальной прослойки в большинстве случаев характерна «левая» (от радикальной до буржуазно-либеральной), в крайнем случае центристская ориентация. Фигуры актеров-реакционеров Боба Хоупа и Джона Уэйна выглядят здесь, скорее, как исключения, подтверждающие правило.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.