По мнению Суареса
Другими словами, Аристотель сознательно ограничил предмет изучения, оставив «за скобками» как физико-биологическую, так и этико-социальную стороны человеческой жизни. Этим вопросам он посвятил другие специализированные трактаты, в которых рассмотрел все: от «частей животных» до добродетели и государственного устройства.
Схоластика была обязана учитывать христианскую традицию с ее требованием спасения
Другими словами, Аристотель сознательно ограничил предмет изучения, оставив «за скобками» как физико-биологическую, так и этико-социальную стороны человеческой жизни. Этим вопросам он посвятил другие специализированные трактаты, в которых рассмотрел все: от «частей животных» до добродетели и государственного устройства.
Схоластика была обязана учитывать христианскую традицию с ее требованием спасения человека как целостного существа. Тем не менее, средневековые трактаты «De anima» в основном сводились к изучению «разумной души» как уникальной формы человеческого тела. В «Сумме теологии» Аквината (I. 75), например, проводится мысль о том, что природа человека должна быть познаваема с точки зрения души, без акцента на тело и связь между телом и душой. Душа оформляет тело, придает ему актуальное существование, содержит его, движет им. Тело – лишь одежда человека, душа составляет его природу.
Суареса не устраивает подобный подход. В самом деле, если тело имеет сугубо подчиненный характер, являясь лишь «материальной» одеждой человека, то можно ли «списывать» на тело «все грехи», назначать его ответственным за болезни, физические недостатки человека и прочее, как это делал Фома? И велика ли в этом случае ценность сотворенного Богом материального мира, центральное положение в котором занимает человек?
Заметим сразу, что, по мнению Суареса, материальный мир имеет самостоятельность, способность к самосохранению, активной деятельности и ответственности за нее.
Что касается материи, то она является субстанцией, которая отвечает за физическую сторону жизни человека. Тело для Суареса – не платье, которое можно переменить или просто снять, но «младший партнер» души, подчиненный, но обладающий определенной самостоятельностью. Можно сказать, что человек в учении Суареса превращается в некое взаимодополняющее единство души и тела, которое только в этом единстве предназначено к жизни и спасению.
Итак, что же такое душа? Чтобы ответить на этот вопрос, Суарес рассматривает точки зрения древних философов. Общий недостаток их мнений, говорит он, заключался в том, что эти мыслители, говоря об атомах и элементах, не могли понять, что душа есть истинный акт и субстанциальная форма живого существа. Первым, кто если и не раскрыл тайну души, то сделал существенный шаг к ее объяснению, был Аристотель. Он показал, что душа не может иметь материально-телесной природы и не может быть акциденцией. Душа – это субстанциальная форма, она не является материальной вещью, но находится, пребывает, существует в живом теле.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.