Переоценка «основной концепции марксистской эстетики
Маркузе вполне откровенно ставит вопрос о», которую он определяет как «рассмотрение искусства как идеологии» и подчеркивание «классового характера искусства». И вот здесь-то уже и продемонстрирована однобокость его интерпретации марксистской концепции искусства. Почему-то совершенно произвольно отброшены те положения марксизма, которые предполагают диалектическое рассмотрение специфики художественного освоения действительности, учет как социально-классовой обусловленности искусства и его роли в общественной жизни, так и особенности самой эстетической оценки, осуществляемой с позиций определенного эстетического идеала. Когда же далее Маркузе перечисляет те положения, которые объявлены им «основными принципами марксистской эстетики», становится очевидным, что на самом деле речь идет о вульгарно-однобоких, извращенных образцах марксистской концепции искусства. Чего стоят, например, такие «принципы», приписываемые марксизму, как «истинным» искусством является искусство господствующего класса; художник «обязан» выражать нужды и интересы господствующего класса; реализм является «художественной формой», которая наиболее «адекватна» существующим общественным отношениям и которая поэтому является наиболее «правильной»
художественной формой, и т. д. Действительно, избрав такие «принципы» объектами критики, совсем нетрудно указать на их несоответствие динамичной и диалектичной художественной практике. Проблема, однако, заключается в том, что речь в данном случае идет отнюдь не о принципах марксистской эстетики, а о выдаваемых за них положениях вульгарной социологии, против которых, как известно, резко выступали классики марксизма-ленинизма.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.