Перенос акцентов с проблем политики на проблемы эстетики
В этой связи сам Маркузе признает, что в тех условиях, когда «убогая реальность» современного Запада может быть изменена только посредством «радикальной политической практики», в каком-то отношении является выражением «отчаяния», бегством от реальности, стремлением к уходу в мир иллюзорных образов. И здесь Маркузе в определенном отношении прав, учитывая действительную эволюцию леворадикального движения в 70-х годах. Но в то же время он высказывает мнение, будто бы «искусство само по себе выражает истину, опыт, потребность, которые, хотя и не относятся к области радикальной практики, тем не менее являются важными компонентами революции» Здесь Маркузе уже не может не противоречить своим собственным взглядам, выраженным в его предшествующих работах. Если в работах 50-х и 60-х годов революционность искусства Маркузе усматривал в его непосредственной политической действенности, активности, то сегодня он называет революционными те художественные направления, которые представляют «радикальный разрыв с традицией в стиле и технике», и в качестве примера приводит экспрессионизм и сюрреализм. Как справедливо отмечает В. П. Шестаков, важную часть «аргументации, которую Маркузе пытается использовать для «опровержения» марксистской эстетики, он заимствует из формалистической эстетики с ее культом «автономной формы»… Здесь принципиальный формализм, противопоставление формы и содержания выдается за радикализм в политике и новаторство в эстетике» *. В самом деле, в «Эстетическом измерении» Маркузе пишет, например, следующее: «В отличие от ортодоксальной марксистской эстетики я усматриваю политический потенциал искусства в искусстве самом по себе, в эстетической форме как таковой. Кроме того, я утверждаю, что благодаря своей эстетической форме искусство в значительной мере автономно по отношению к существующим общественным отношениям. В этой автономности искусство одновременно и протестует против этих отношений, и трансцендирует их. Поэтому искусство и разрушает господствующее сознание, привычный опыт» .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.