Оживление философской мысли
Оживление философской мысли, осмысление действительности происходило не без влияния европейских идей, западной духовной традиции, проникавших в Японию в первую очередь через голландцев и потому получивших название раигаку (голландское учение). Они выводили мировосприятие японцев на качественно новый уровень. В частности, идеи западной демократии. Лишь после Мэйдзи появились японские слова для обозначения таких понятий как свобода или общество в европейском понимании.
Упомянутые выше философские концепции Кокугакуха не позволяют полностью согласиться с бытующим мнением о том, что ни одно интеллектуальное движение эпохи Токугава нс послужило импульсом для реставрации Мэйдзи. Действительно, в Японии в то время не было крупных мыслителей, по образной оценке американского ученого Роберта Белла, «за спиной реставрации Мэйдзи не стояли Локк или Руссо, Маркс или Ленин, Ганди или Мао Цзедун; была только группа восприимчивых молодых людей, готовых учиться, преданных Японии, но не имеющих определенного взгляда на будущее» Это общее устремление опиралось на глубоко укоренившееся в сознании японцев понятие дух Ямато. По характеристике философа Кодзаи Есисигэ, «первоначально «дух Ямато» не имел синтоистского или мифического характера и ничем не был связан с императором или святым. Он был. земной, мирской, народный». По мере становления государственности это понятие обогащалось синтоистскими постулатами, мифологией, идеей божественного происхождения нации и несравненного государственного строя. Параллельно появляются схожие понятия — «японский дух», «императорский путь», японизм (нихонно мопо, нихонсюги). Последний находился в неразрывной связи с реставрацией императорской власти и утверждением государственного синто.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.