Отношения Гегеля
Отношения Гегеля с романтизмом весьма сложная проблема. В эпоху всеобщего торжества романтического иррационализма, какой было время первой трети XIX века, Гегель выступил как поборник разума, сторонник системного мышления, и в этом смысле он может быть назван просветителем, наследником предыдущего столетия «века Разума». Но коренное отличие Гегеля от просветителей XVIII века, пользуясь его же терминологией, можно определить так: они оставались в плену рассудочной эпистомологии, соответствовавшей механистической методологии наук того времени, Гегель же пытался ее преодолеть. Рассудочная методология подвела просветителейрационалистов, когда они попытались перенести ее на человека и решать общественные проблемы в полной уверенности, что познали природу человека и уже знают, «что ему надо». Конечно, человеку нужны справедливость, равенство, свобода, но стремление рассудочным путем добиться этих ценностей и насильственным путем создать рациональный во всех отношениях порядок привело к тому, что место этих ценностей занял террор и деспотизм. Впрочем, эту ситуацию Гегель уже проанализировал на страницах «Феноменологии духа».
Последовавшей за событиями Французской революции романтической реакции на Просвещение Гегель решительно противопоставлял свою приверженность рационализму, но не в рассудочных формах (которым он тоже оставлял права, соответствующие их назначению), а в формах разума. Диапазон действий разума гораздо шире, чем рассудка, но главное различие в методологии: умение видеть и схватывать движение, текучесть, непрерывность переходов или, выражаясь современным языком, прозревать в самой, казалось бы, стабильной системе ее неравновесность, тенденции, ведущие к переходу в иное.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.