Особенности «нового» консерватизма
Одна из характерных и отличительных в том, что ему удалось придать многим традиционным консервативным моральным и культурным ценностям недостававшую им в прошлом интеллектуальную респектабельность. Если прежде именно либерализм считался господствующим сознанием буржуазии, а консерватизм, скорее, отождествлялся с идеологией феодально-аристократической реакции на поступательное капиталистическое развитие, то сегодня традиционные идеи консерватизма оказались прочно укорененными в сознании апологетов буржуазного «статус-кво». В этой связи по-новому зазвучало классическое определение консерватора, данное англичанином Майклом Оукшоттом: «Быть консерватором это значит предпочитать привычное — незнакомому, испытанное — неизвестному, факт — загадке, реальное — возможному, ограниченное — беспредельному, близкое — далекому, достаточное — сверхобильному, удовлетворительное — блестящему, нынешнюю улыбку — утопическому блаженству». Таким образом, добродетели буржуазного охранительства были зачислены в рубрику «консерватизма» и в своей совокупности определили «стиль» консервативной «реставрации» 70-х годов. Подверженность ошибкам и потенциальная тираничность власти большинства и вытекающая отсюда желательность разделенной, ограниченной и сбалансированной политической власти» Социальные функции культуры и искусства консерватизм видит почти исключительно в пропаганде указанных положений и воспитании соответствующего апологетического типа личности.
Преемственность постулатов этого консервативного «кредо» отчетливо обнаруживается в самых различных идейных традициях консерватизма как в Европе — в Англии, Франции, Германии, так и в Америке, что подтверждается многими подробными исследованиями западных авторов. Также нужно сказать, что в традиционном консервативном миросознании проблемы культуры и искусства всегда занимали одно из важных мест.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.