Особая сфера искусства
Вместе с тем «визионерства», замкнутого в, для контркультуры было недостаточно. «Высшее озарение» в представлениях идеологов молодежного бунта — не монополия художников, а всеобщее достояние. Именно поэтому важным компонентом культивируемого в рамках контркультуры мистического мировосприятия стало так называемое психоделическое ощущение, рассматриваемое как неотъемлемый признак «новой» религиозности. В своей техноборческой критике идеологи контркультуры рассматривают объективный научный разум как подчиненную производственному утилитаризму часть сознания и призывают к «психоделическому» расширению сферы сознания с помощью наркотических средств. Своим происхождением слово «психоделизм», обозначающее наркотическое «озареиие», обязано основоположнику «религии
ЛСД», американскому психологу Т. Лири. Следует отметить, что еще в начале XX столетия один из родоначальников прагматизма, В. Джемс, выявил единый с точки зрения психопатологии психологический механизм религиозных «озарений» и искусственных наркотических состояний. «Возможно, что патологические условия играют немалую роль во многих, быть может, даже во всех случаях экстаза,— писал он.— Но этим еще не отнимается у состояния сознания, вызванного экстазом, та ценность, какую оно может иметь для нас, как расширение границ нашего познания» !. В. Джемс обнаружил, что при помощи некоторых химических препаратов можно вызвать такие эмоциональные состояния — ощущение потери веса, фантастическое восприятие времени и пространства,— которые часто отождествляются с религиозно-мистическим экстазом. Современные сильнодействующие наркотики обладают еще большим эффектом. В своей книге «Движение хиппи в США» А. Ломбар пишет о том, что наркотик ЛСД превратился для сторонников контркультуры в своего рода «квазирелигиозный катализатор», с помощью которого «дети-цветы» совершают свои «путешествия» в другие миры.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.