Осетинский народ
Осетинский народ в ту пору стоял на такой ступени исторического развития, когда патриархальнородовая и феодальная разобщенность исключает сознание и чувство единства и неприкосновенности национальной территории. Историческая территория, на которой он жил, не осознавалась еще как единая национальная родина. Следовательно, Хазби не мог выдвинуть лозунг защиты родины. Тем более, что на эту территорию царские войска и не претендовали, напротив, феодалы получали большие земельные наделы и денежные подачки.
Хазби не мог выдвинуть и идею защиты национальной куль туры, национального языка, школы, веры и т. д., ибо, вопервых, никто не пытался посягать на развитие национальной культуры, никто не ущемлял права национального языка и т. д., а, вовторых, в ту эпоху эти вопросы никем не ставились да и не осмыслялись еще как вопросы общенациональные. Эпоха формирования нации и возникновения национального вопроса во всей его сложности в исторической жизни осетинского народа была еще впереди.
Бритаев заставляет своего героя искать и видеть в действительности желаемое, но действительность формируется не по воле исторических лиц. Она откликается на зов только тех людей, желания которых совпадают с возможностями эпохи. Хазби с отчаянием вопрошает свой народ, почему не отзывается он на его боевой клич, корит свой народ за отсутствие чувства национального единства, но «народ безмолвствует». Хазби считает, что надо умереть, чтобы показать, «как осетины умеют умирать», чтобы «не осрамить чести своих предков», но народ не есть материал для героических экспериментов исторических лиц, на смерть он может идти только за действительно великие классовые и национальные интересы, а не ради того, чтобы показать свое умение умирать.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.