Орфическая и прометеевская структура человеческой психики
Эстетика контркультуры, следуя фрейдизму, соотносит с областями бессознательного и сознательного. Используя эти обозначения, сознание протеста истолковывает эмансипацию чувственно-эстетических способностей индивида как уничтожение социальных институтов «Сверх-Я» и уничтожение гегемонии «Я» над «Оно» в психике отдельного индивида. С этой точки зрения освобождение выступает как «свобода от», как неподчинение, независимость от сковывающих чувственность репрессивных ограничений разума, культуры и социальности вообще, то есть выражает сугубо негативный аспект свободы. Необходимо, правда, учитывать то обстоятельство, что на языке конкретного леворадикального протеста «освобождение от социальности» часто подразумевало общую критику капитализма, стремление освободиться от вполне определенных социальных отношений буржуазной цивилизации и заменить их новыми, «нерепрессивными». И хотя идеал «нерепрессивной культуры» не мог не быть расплывчатым и абстрактным, связанная с ним критика капитализма имела немалое значение. Нельзя не признать, что в результате контркультуре удалось сформулировать немало вполне обоснованных обвинений капитализму как обществу, подавляющему свободу индивида и сводящему роль культуры и искусства к сугубо функциональному поддержанию общественного порядка и стабильности. Другое дело, что психоаналитические ходы мысли, четко обозначившиеся в эстетике контркультуры, нередко направляли эту критику по ложному адресу. Нетрудно убедиться, что психоаналитическая концепция культуры и искусства , в целом заимствованная (впрочем, не без специфической редакции) контркультурой, в конечном счете воспрепятствовала реализации изначально содержавшегося в последней радикального критического импульса.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.