Официальные круги
Официальные круги требовали от бывших формалистов полного отречения от своего мировоззрения и признания своих научных идей ошибочными.
Следующая ступень развития методологических принципов анализа текста связана с широким размахом семиотических исследований, начавшихся в 60е годы. Печатным органом, освещавшим развитие новой отрасли науки, долгое время был альманах «Семиотика», выходивший под грифом «Ученых записок Тартуского университета». Душой и инициатором этого и других изданий по семиотике, а также многочисленных симпозиумов, собиравшихся в Тарту, был Ю. М. Лотман, работа которого «Структура художественного текста», изданная в 1970 году, обобщила накопленный за десятилетие опыт семиотического подхода к искусству.
В этом труде восстанавливалась оборванная на долгие годы нить структурного анализа литературного текста, начатая еще в 20е годы «формальной школой». С одной стороны, тартуский профессор считал нужным реставрировать все, что было ценным в трудах мастеровитых литературоведов 20х годов, с другой он отмечал односторонности «формального метода», не замеченные его апологетами.
Напомним, что в приведенном в начале первого параграфа высказывании Лотмана о «формалистах», он высоко оценил их находку выделение художественного текста в самостоятельный объект исследования, но при этом отметил узость методологии, проявившейся в том, что «формалисты 1920х годов отождествили синтагматическую ось построения со структурой художественного произведения как таковой, возведя асемантизм в принцип искусства». «Отождествление целостности художественной структуры с ее синтагматикой, конечно, приводило к искажениям. говорит Лотман далее. Плодотворной могла быть только та критика формалистов, которая дополнила бы анализ синтагматической структуры семантической, а всю целостность художественного построения рассматривала бы как взаимное напряжение этих двух принципов организации».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.