Общественное устройство
В то же время выяснилось, что утопическому идеалу, как он формулировался в системе политикоэстетических идей контркультуры, были присущи многие черты описанного Маркузе «телоса Орфея». Идеал «нерепрессивной цивилизации», в основу которого Маркузе положил «свободную орфическую чувственность», стал составной частью социальной эстетики контркультуры. Левомолодежное сознание ассимилировало художественно-мифологическую схему, согласно которой «прометеевская культура» создается в результате подавления человеческой чувственно-эстетической «природы», в противоположность чему орфический, пост-прометеёвский мир строится на основе свободного удовлетворения всех чувственно-эстетических влечений, иначе говоря, на основе десублимации культуры и искусства. «Орфизм», предполагающий свободное проявление всех чувственных и эстетических способностей индивида, не опосредованных «иллюзорным» художественным творчеством, становится в социальной эстетике контркультуры и воспоминанием о некоем ушедшем в прошлое «золотом веке» и идеалом будущего. Рассмотренный под этим углом зрения мировой культурнодуховный процесс получает идеалистическую и антиисторическую трактовку. По сути дела, история культуры сводится к противоборству двух абстрактных сил — прометеевского разума и орфической чувственности, сегодня на Западе представленных соответственно культурой истеблишмента и контркультурой молодежной оппозиции. В то же время нужно признать, что в основе этой схемы лежит определенный факт, коренящийся в природе отчужденного труда: культурно-художественное творчество (как и труд вообще) в условиях антагонистической формации предполагает подчинение инстинктивных проявлений и спонтанных реакций индивида функциональным нормативам, обусловливающим фундаментальный организационный принцип капиталистического производства. В искаженной форме эта подчиненность и воспринимается сознанием протеста как господство деспотизма рациональности (производственного рационализма и рационализма досуга) над чувственностью индивида, или Прометея над Орфеем.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.