Образ Орфея — Нарцисса
В какой-то мере повод для такой трактовки дает сам Фрейд с его разграничением «первичного» и «вторичного» нарциссизма. Если «вторичный» нарциссизм — это частная перверсия то «первичный» нарциссизм, будучи более глобальным социопсихологическим явлением, не исключает возможность нерепрессивного сублимирования чувственности. «Происходящее в этом случае превращение вожделения к объекту в вожделение к себе (нарциссизм), очевидно, влечет с собой отказ от сексуальных целей, известную десексуализа- цию, а стало быть, и своего рода сублимирование»,— писал Фрейд. Характерно, что и у такого известного французского философа, как Г. Башляр, мы обнаруживаем трактовку нарциссизма в аспекте нерепрессивного сублимирования. «Нарциссизм отнюдь не всегда является невротическим феноменом…— утверждает Башляр.— Сублимирование вовсе не обязательно означает отрицание чувственного влечения, оно может и не быть направлено против инстинктов. Это может быть сублимация по направлению к определенному идеалу» Но как бы то ни было, в своей попытке «творческого» развития идей фрейдизма Маркузе оказывается перед существенной трудностью. Дело в том, что, согласно использованной им психоаналитической схеме, респрессивная культура выступает как сублимация потребностей и желаний, не получающих удовлетворения в обществе низкой производительности труда. Сам Фрейд, например, называл культуру «спиритуализацией нищеты». У Маркузе даже встречается мысль, что «высокая» культура и искусство (а не их «массовые» суррогаты) возможны лишь при экономической ншцете большинства населения, поскольку являются косвенным «протестом против существующего убожества».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.