Образ Джамбулата
Образ Джамбулата, наоборот, был развит и изменен. В первом варианте Джамбулат после сумасшествия Фатимы бросался с кручи и своей смертью как бы искупал свою вину. Во втором варианте этот момент выброшен совсем. В повествование введены два дровосека, зыражающие народную точку зрения на дворянских последышей, дающие им убийственную характеристику. Кроме того, образ Джамбулата обогащен рядом мелких деталей, ярче оттеняющих его сущность. Правда, в поэме сохранены черты поэтики романтических поэм Пушкина и Лермонтова в описании природы, в лексике и фразеологии. Но строго говоря, описания Кавказа у Пушкина и Лермонтова реалистичны, несмотря на их декоративность, так как в них отразилась первобытная пышность и красочность кавказской природы. С другой стороны, используя, прежде всего, опыт Пушкина в создании реалистической поэмы о Кавказе («Тазит»), Коста усилил акцент на социальной мотивировке поступков героев и добился не только психологической, но и социальной обусловленности характеров. Примечательно, что при этом романтически возвышенная фразеология превратилась в средство разоблачения эгоистической сущности романтического характера. Название поэмы (как и в комедии «Дуня») именем главного персонажа указывает на то, что судьба этого героя и есть центр изображаемых противоречий. И в самом деле перед нами тяжелая трагедия женщины-горянки, попытавшейся отступить от патриархально-феодальных устоев жизни и адатов, соответствующих им, перейти на сторону простых горцев-тружеников и ставшей жертвой этих устоев и адатов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.