Никто нз нас
Никто нз нас его любовью В своей неволе не пылал. Трудом, облитым потом, кровью Он раньше всех свободным стал. Образу Ибрагима противопоставлен образ «потомка княжеского рода», бывшего джигита, тунеядца и эгоиста, который во времена Шамиля славился, но потом: Эта убийственная характеристика, данная рядовыми горцами, полностью совпадает с мнением автора; Джамбулат осколок феодального прошлого в жизни пореформенного периода, Джамбулат» один из тех князей, которые не» смогли, приспособиться к новым условиям жизни после реформы и хватались за прошлое, за реакционные пережитки патриархально-феодального уклада жизни. Не приспособившись к новым формам эксплуатации, они пускали в ход старые средства насилия над людьми — «подарки вымогали силой». В 1897 году, спустя 8 лет цосле опубликования поэмы «Фатима», Коста цитировал мнение газеты «Гражданин» о причинах разбойничества на Кавказе: «Крестьянская реформа, нанеся тяжелый удар былой патриархальной обстановке, в связи с прекращением войны на Кавказе поставила лицом к лицу с нуждой большинство мелкопоместных дворян и князей, имя же им легион. Кроме уменья хорошо владеть оружием и джигитовать, большинство их не имело, да и теперь не имеет, никаких познаний… Они не знают, что делать,. и начинают пускать в ход предметы, которыми лучше всего владеют, т. е. оружие». Это мнение газеты «Гражданин» есть, собственно, смягченный пересказ части вышеприведенного нами отрывка из поэмы «Фатима». Права М. Шагинян, которая писала: «Возможно, что именно на поэме «Фатима» и учились десять лет спустя присяжные журналисты по кавказским вопросам понимать, что творилось тогда в горской среде».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.