Неразличимость субъекта
Универсум как мир в целом определяется Шеллингом как тождество, неразличимость субъекта (сознания, идеального) и объекта (реального, природы), но он представляет собой непрекращающуюся деятельность их различения и отождествления. Природа бессознательна, но в своем развитии она порождает человека, носителя сознания , а субъект, дух, в своей деятельности приходит к природе: он познает мир и осуществляет в нем свои цели. Окончательное завершение деятельность духа находит в искусстве. Парадокс искусства в том, что художник подобно ремесленнику начинает свою деятельность сознательно, ставит определенные цели, которые стремится осуществить, но результат его деятельности разительно отличается от ремесленного в нем незаметно никакой сознательности, художественное произведение, например картина, напоминает природу в том смысле, что в ней все естественно и не поддается рациональному объяснению. К сказанному надо добавить, что осуществить такую непреднамеренность в состоянии не просто художник, а лишь гений, он и есть истинный художник. Гений является носителем единства сознательной и бессознательной деятельности. Таким образом, в деятельности гения вновь достигается тождество сознательного и бессознательного уже после того, как оно было достигнуто в природех. Все положения, намеченные в системе трансцендентального идеализма, нашли свое дальнейшее продолжение и развитие в «философии тождества», на основе которой Шеллингом были прочитаны лекции по эстетике в 1802-1805 годах. Из них составилось содержание изданной позже книги «Философия искусства».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.