Неприятие современности и обращение к прошлому
К аристократическим традициям средневековой Европы или американского рабовладельческого Юга выразилось, например, в выдвинутом «неогуманистами» философско-эстетическом лозунге «Обратно к классицизму!», отражавшем их стремление навязать искусству политический консерватизм. Так, в своей программной статье «Что такое гуманизм?» (1908) Бэббит выступает с требованием вернуть термину «гуманизм» его «изначальное» латинское значение, которое он определяет как «аристократическое следование доктрине и дисциплине». «Истинный» гуманизм, который, согласно его утверждениям, должен вдохновлять художника, противоположен идеологии альтруизма, человеколюбия, вере в прогресс человечества . «С точки зрения цивилизации,— писал Бэббит,— принципиально важно, чтобы некоторые индивиды в каждом обществе были освобождены от необходимости заниматься физическим трудом, чтобы они могли заниматься высшими формами деятельности и доказывать тем самым свою способность быть лидерами» . Идеалом с этой точки зрения служит художник-аристократ, творящий «высокое» искусство и обучающий «толпу» законопослушанию и моральному ригоризму. Несколько иные акценты были сделаны в системе традиционных консервативных социокультурных убеждений «южными аграриями», подчеркивающими сословные и региональные механизмы формирования элиты художников и правителей, все так же противопоставленных «толпе». В своем программном манифесте «Я займу свою позицию» (1930), подписанном «двенадцатью южанами», «аграрии» возвестили о своем наследовании традиций классической средневековой европейской культуры и искусства — общественной иерархии, сословности, аристократизма, «любви к прекрасному». Даже рабство, согласно их утверждениям, было чем-то ужасным только под пером Бичер — Стоу, тогда как в практике американского Юга это была патриархальная идиллия, способствовавшая расцвету искусств и ремесел. «Юг слепо привержен к тем формам европейского настроения и поведения, которые были сокрушены французской революцией и которые в очень слабой степени хранятся в памяти Англии… Где, кроме Юга, имеется еще такое общество, которое верит, хотя бы тайно, в Кодекс Чести?» — вопрошал Тейт в работе под характерным названием «Реакционные эссе» (1936).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.