Непреклонный мученик
В самом деле, и у Эсхила, и у Гете, и у Шелли в центре внимания образ Прометея и социально-философская проблематика, связанная с богоборчеством, тираноборством и свободой личности. Если у Эсхила Прометей этот «самый благородный святой и мученик в философском календаре» показан как мужественный богоборец, гуманист и непреклонный мученик, то в драматическом этюде Гете Прометей, сохраняя те же черты, предстает перед нами художникомтворцом, другом и учителем людей, не признающим власти богов («Я не слуга подвластным», «Пусть я не бог, но мню о себе других не меньше»). Шелли же в своем «Освобожденном Прометее», по его собственному признанию, изобразил Прометея, «являющегося: типом высшего нравственного и умственного совершенства, повинующимся самым чистым, бескорыстным побуждениям, кото Йые ведут к самым прекрасным и самым благородным целям», целью же всего произведения автор считает «страстное желание преобразовать мир»64.
Таким образом, все эти произведения прославляют самое борьбу и борцов мучеников за социальное и духовное освобождение человека. Борьба эта прекрасна, потому что преследует «самые прекрасные и самые благородные цели», а борцы мученики, способные добиваться этих целей, исполнены «высшего нравственного и умственного совершенства». Правда, Шелли, согласно со своей целью «преобразовать мир», расширяет проблематику своей «лирической поэмы» и рисует грядущий освобожденный мир.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.