Непоследовательность контркультуры
Бросается в глаза также и в трактовке проблемы материально-технического прогресса: с одной стороны, в ее социальной эстетике воспроизводится экзистенциалистский миф техники как угрозы, нависшей над «истинным» искусством и всем человечеством, а с другой — в ней же содержатся апелляции к техническому прогрессу как материальному гаранту уничтожения репрессивных ограничений человеческой чувственности в старых условиях низкой производительности труда. Так, взяв за основу фрейдовскую концепцию чувственности, Маркузе стремится доказать, что неудовлетворительность решения проблемы отчуждения чувственности и пессимизм фрейдовской теории культуры и искусства проистекают не из ложных посылок психоанализа, а из допущенного его основателем смещения акцентов в трактовке феномена репрессии. Здесь, как считает Маркузе, Фрейд и нуждается в «корректировке» с точки зрения марксизма. Однако характер маркузианской аргументации свидетельствует о том, что он эклектически соединяет фрейдизм с некоторыми тезисами, которые лишь внешне напоминают положения марксизма, а по сути представляют его вульгарное и превратное толкование. У Фрейда репрессивное подавление чувственности и сублимация бессознательных влечений, в частности, в форме искусства объясняется тем, что последние якобы обладают принципиальным антиобщественным характером. Маркузе же говорит о том, что отчуждение чувственности всецело определяется спецификой общественных условий — социальным заказом господствующих классов, опасающихся «свободной либидозной энергии» эксплуатируемых масс и стремящихся направить ее в отработанное русло «массовой культуры».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.