Натуралистический и антропологический подход
В то же время нельзя не признать, что к анализу проблем общества и искусства порождает следующее характерное для современного леворадикального сознания противоречие: эстетизированный социально-личностный идеал контркультуры, с одной стороны, имеет внеисторический и натуралистический характер, но, с другой стороны, при критическом рассмотрении и описании реального облика современного буржуазного индивида (структуры его психики, системы этических и эстетических потребностей, механизмов, действующих на уровне сознания и чувственности) вводятся некоторые элементы историзма, а сам он в определенной мере расценивается как продукт социально-исторической эволюции. В то же время социальная эволюция превращается в трактовке контркультуры лишь в процесс развертывания механизмов воздействия и подавления неизменной человеческой «природы», истолкованной в антропологическом духе. При этом сфера искусства и художественной фантазии предстают в качестве единственного «царства свободы», достижение которого вменяется в задачу радикальному социальному освобождению. Это эстетизированное «царство свободы» мыслится контркультурой как бы существующим «вне времени». Представление об общественно-историческом процессе несет на себе явные черты милленаризма: от первобытного «золотого века» (который в значительной мере служит прасимволом «нерепрессивной цивилизации» будущего) через эпоху «репрессивной цивилизации» история как будто приходит к «самоуничтожению» в утопическом идеале слияния искусства и общества. Типичное для контркультуры представление о грядущем «конце времени» обусловлено внеисторическим способом описания ее социально-личностного идеала, вступающего в противоречие с элементами историзма в критическом разделе ее социальной эстетики.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.