Мысли Гегеля
Мысли Гегеля о том, что человек познает себя через деятельность, через способность запечатлеть свою сущность в предметном мире, что в своей деятельности он, как свободное существо, снимает с предметов природы покров их вещественной скованности и делает их прекрасными, т. е. одухотворенными все эти идеи накрепко вошли в эстетику, правда, большей частью в позднейшей перефразировке К. Маркса. До сих пор для объяснения того, что представляет собой эстетическое отношение, продолжают ссылаться на Маркса, на его высказывания о том, что в процессе деятельности происходит очеловечивание природы, ее формирование по законам красоты, не подозревая о том, что учение о рождении красоты в процессе человеческой деятельности было создано Гегелем.
Со стороны Шопенгауэра заметно явное внимание к Востоку возможно, впервые в европейской мысли столь пристальное и чуткое. Нельзя сказать, что восточные культуры не вызывали интереса прежде. Уже барокко стилизовало их и избирало для оформления своих аллегорий. Однако это можно назвать скорее интересом к экзотической форме. Просвещение любило использовать экзотические восточные сюжеты для проведения своей актуальной и насущной социальной критики. Романтизм проникался уже экзотикой содержания, глубиной древней и чуждой мысли, непонятного и удивительного искусства, в котором Гегель, к примеру, находил те же, знакомые вопросы, знакомые формы, лишь на более низких ступенях их развития. Шопенгауэр перевернул это отношение. Для него восточная, особенно древнеиндийская мысль, есть и исток, и вершина всей остальной мысли, высшая мудрость, а все остальное лишь отголоски и частности. Здесь начинается совершенно новая европейская традиция: традиция внутренней критики европейской культуры, начинается релятивизм и разочарование в собственных ценностях, которые, возможно, далеко не так хороши, в которых, возможно, забыто что-то главное, существенное.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.