Мысль о воздержании
Мысль о воздержании от деторождения из-за бедности, высказанная Дуней, возможно, является также отзвуком изложенной теории Спенсера. К мысли о бегстве из родительского дома Дуня пришла также под влиянием Лаптева (см. 1-е действие, явление XVI!r слова Дуни: «Неужели Лаптев прав? Лучше, говорит, быть горничной, прачкой, чем дышать этой зараженной атмосферой»). И утверждать, будто бы она порвала с семьей, больше того, видеть в этом какой-то социальный протест, конфликт со средой и т. д. нет никаких оснований. Дуня считает, что ее отец, — обленившийся, придурковатый «богатый мещанин» Сомов — живет на «трудовых грошах». Она бежит из дому от мачехи, которая не выносит ее и всячески старается избавиться от нее. Характер Дуни развивается по линии освобождения от идей, внушенных ей Лаптевым. В первом действии она горячо заступается за идею трудовой жизни, отказывается от замужества, стремится честно заниматься обучением детей, ссорится с родителями. В последующих трех действиях она поступает прямо противоположно. Поработав в течение двух месяцев горничной, она призналась самой себе, что она всего лишь «ломает комедию», что ей «уже надоело». Столкнувшись с деревенским парнем, дворником Петром, она поняла, что ей совершенно чужды его интересы, его взгляды на жизнь, что она и разговаривать-то с ним не умеет толком (см. 3-е действие, явл. I: Дуня обращается к дюжему парню, как к ребенку: «будь паинькой, не думай так, брось»). Тогда она делает решительный вывод: «Как это глупо — получила кое-какое образование и уже ничего не имею общего с народом.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.