Моя индивидуальность конкретно обусловлена
Моя индивидуальность конкретно обусловлена культурой, семьей и т.д., в которой я родился. Я принадлежу к некоторому социальному телу. Возможности моей индивидуальной формы не безграничны, но обусловлены моей включенностью в конкретное социальное тело.
позитивном: хотя и являясь ограниченными, они реально облегчают мне жизнь, потому что, укореняя и закрывая
Моя индивидуальность конкретно обусловлена культурой, семьей и т.д., в которой я родился. Я принадлежу к некоторому социальному телу. Возможности моей индивидуальной формы не безграничны, но обусловлены моей включенностью в конкретное социальное тело.
позитивном: хотя и являясь ограниченными, они реально облегчают мне жизнь, потому что, укореняя и закрывая мою неспециализированную открытость, стабилизируют посредством конкретной системы ответов (привычек, форм жизни, институтов и т.д.) среду моего обитания, и освобождают меня для новых ответов. Ограничивающие возможности открывают для меня высшие возможности:
«И в этом втором смысле, в смысле освобождения, социальное тело постепенно облегчает позитивным образом жизнь каждого существа…Система возможностей всех остальных людей освобождает возможности каждого, которые таким образом полностью превосходят те, которыми он обладал, если бы не был связан с чем-то большим, чем с его индивидуальными возможностями». (HRS, 309)
Социальная реальность и общество, в противовес тому, что обычно думают, не только ограничивает индивида, но также и, прежде всего, облегчает появление новых возможностей:
«В своем измерении проявляющего возможности, общество постепенно устанавливает ряд приобретений, которые могут передаваться другим в форме обычаев, способов жизни и мышления. В качестве социального тела человек оказывается включенным в общество, и то, чем обладает человек в этом включении, которое является присвоением возможностей всех остальных жизней как возможностей своей собственной жизни, – это то, что человек может в этом теле значительно больше того, что он мог бы иметь только благодаря его телу…Человек как животное реальностей является чем-то большим, потому что он находится в социальном теле, энтитативно определенной системе возможностей, которые делают его устойчивым и освобождают для высших планов». (HRS, 310)
Социальное тело является системой возможностей для того, чтобы быть самим собой со всеми остальными и среди всех остальных.
Нам, конечно, могут возразить, что социальная система облегчает появление возможностей, но так же и ограничивает их. И не только потому что возможности были бы ограничивающими (это является неизбежным), но также потому что социальное навязывается часто значительно сильнее терпимого. Верно, что социальное навязывается. То, что это навязывание может идти значительно больше допустимого – это этический вопрос (социальной этики). Но для того, чтобы иметь возможность продолжать исследование этого вопроса дальше, необходимо указать прежде на структурно принуждающий характер социального.
4.3.5.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.