Модернизм и капитализм
В своей статье «», помещенной в журнале «Партизан ревю» и развивающей основные положения теории «культурных противоречий капитализма», Д. Белл открыто заявляет следующее: «Я — консерватор в культуре, потому что я уважаю традицию; я верю в обоснованное суждение о положительных и отрицательных качествах произведения искусства; и я считаю обязательным принцип авторитета в суждении об эмоциях, искусстве и образовании» *. Нужно сказать, что культура и искусство понимаются здесь достаточно специфически — как некая символизированная и «зашифрованная» реакция на универсальную экзистенциальную ситуацию, в которой якобы находится все человечество. Отсюда Белл и его сподвижники и выводят важность строгого соблюдения всех раз и навсегда установленных традиций, культурных и моральных норм и стереотипов, канонов эстетического вкуса. Однако, согласно рассуждениям «новых» консерваторов, тенденции развития буржуазной культуры и искусства оказались связанными не с наследованием традиций прошлого, а с беспредельной тягой к «новизне», характерной для «радикального индивидуализма» классического буржуазного характера. Бросается в глаза как будто бы демонстративно нестрогий, произвольный характер многих используемых Д. Беллом и другими «новыми» консерваторами понятий и категорий. Так, например, само «радикально-индивидуалистическое» стремление буржуа к «новизне» они определяют как «модернизм», проецируя этот термин как на область экономики, так и на культуру и искусство. В этой связи Д. Белл и заявляет, что «исторически оба импульса были аспектами одного и того же социального течения модернизма. Они оба открыли перед западным миром радикальную перспективу. Тем не менее удивительный парадокс заключался в том, что каждый из импульсов вскоре осознал в полной мере факт существования другого, стал его опасаться и стремиться к его уничтожению» .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.