Место теологии в философско-теологической конструкции Гундисальво
Место теологии в философско-теологической конструкции (системе) Гундисальво рельефно выделено в другом его трактате «De processione mundi», созданном под определяющим влиянием неоплатоника Ибн-Гебироля (Авицеброна), зачинателя пантеистической традиции в западноевропейской мысли, а также Боэция и Авиценны. В развернутом здесь космологическом учении мир представлен в поступательном движении «из ничто к простым вещам,
Место теологии в философско-теологической конструкции (системе) Гундисальво рельефно выделено в другом его трактате «De processione mundi», созданном под определяющим влиянием неоплатоника Ибн-Гебироля (Авицеброна), зачинателя пантеистической традиции в западноевропейской мысли, а также Боэция и Авиценны. В развернутом здесь космологическом учении мир представлен в поступательном движении «из ничто к простым вещам, от простых к сложным, а от сложных к общим» (220).Способами обретения вещами существования избираются, тем самым, творение, составление целого из частей и порождение, а первоочередной и важнейшей проблемой оказывается рациональная экспликация принципа (начала) или первой причины всех вещей, возникающих на основе творения.
Трактат начинается с демонстрации доказательств существования бога, осуществляемой Гундисальво с помощью метода восходящих «путей», усовершенствованного в последующем Фомой Аквинским. Приводятся шесть таких доказательств: 1. Устроение физических сущих требует устроителя, а это не кто иной, как бог; 2. Все существующее существует с начала. Мир начинается при переходе потенции в акт, поэтому существование мира нуждается в начале, которое, в свою очередь, является причиной мира, каковой причиной может быть только бог; 3. Переход из потенции в акт есть движение, которое, для того, чтобы начаться, требует импульса, ибо движимое движимо чем-то, а в случае мира этим импульсом может быть только бог; 4. Возможность бытия конечных сущих, образующих мир, не имеющих основания в себе самих, требует для них необходимого бытия или первой причины, каковой является бог; 5. Мир есть цепь причин и действий, не могущая быть бесконечной и, тем самым, не обусловленной. Не обусловленной или первой причиной мира может быть только бог. 6. Возможное бытие сущих ab alio нуждается в существовании ens a se, то есть такого, которое существовало бы образом, необходимым для существования возможных сущих, а таковым необходимым существованием является бог.
Из перечня доказательств бытия бога следуют его атрибуты: начала (первой причины) всех вещей и единства (простоты и недвижимости); актуальной оказывается также необходимость прояснения того, как эти свойства реализуются при устроении мира. Важнейшее значение в теологии Гундисальво отводил учению о творении, основывавшемуся, как отмечалось ранее, на концепции всеобщего гилеморфизма. Бог как простое и единое сущее, в акте творения созидает нечто сложное (составное), двойное, а именно, первоначальную двойственность всеобщих материи и формы как принципов устроения всего случайного (преходящего) сущего.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.