Место системы искусств
Система искусств. Место системы искусств в эстетике Шопенгауэра. Если учение Гегеля можно назвать кульминацией немецкой классической философии, то учение Шопенгауэра, его яростного противника, можно назвать ее завершением, распадом, крахом но как бы то ни было, и по стилю мысли, и по структуре построения системы он работает в том же ключе.
И, конечно же, не обходит стороной возможность построения системы искусств. Системы искусств эстетическая мысль, более или менее до этого момента совпадающая с развитием немецкой классической традиции, строила регулярно. И если можно систему искусств Шопенгауэра сравнить с другими, то, конечно, ближе всего здесь оказывается вновь система Гегеля. Раз в искусстве проявляет себя чистое познание сущности мира, то именно структура этой сущности задает внутренний смысл систематизации. А в структуре мира есть иерархия, которая имеет не извечный, платонический, но исторический характер: идеи выражают разные ступени объектности воли, стремящейся ко все более сложному, все более конкретному, индивидуальному, прицельному, осознанному удовлетворению. Потому в общих чертах иерархия искусств у Шопенгауэра совпадает с иерархией искусств у Гегеля: обе отражают движение от абстрактного ко все более конкретному, от преобладания грубой материи к тонкому выражению всего спектра индивидуальных чувств, эмоций, смыслов словом, от архитектуры к литературе. Правда, заканчивает Шопенгауэр свою иерархию не комедией, как Гегель, но трагедией что гораздо больше соответствует его настроению.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.