Материя активного принципа
Материя требует активного принципа, который придавал бы ей определенность (конкретность), наделял ее бытием. Таким началом является форма, которая, в свою очередь, находит в материи свое основание, свою объективность.
Гундисальво не предусматривает отдельного существования форм вне бога. Отрицает он и возможность отдельного существования первоматерии. Хаос, о котором пишут
Материя требует активного принципа, который придавал бы ей определенность (конкретность), наделял ее бытием. Таким началом является форма, которая, в свою очередь, находит в материи свое основание, свою объективность.
Гундисальво не предусматривает отдельного существования форм вне бога. Отрицает он и возможность отдельного существования первоматерии. Хаос, о котором пишут поэты, учит Гундисальво, не есть первоматерия, поскольку этот Хаос разлагается на элементы, тогда как первые материя и форма сотворяются до элементов. Все существующее вне бога суть оформленная материя. Бытие способно пребывать в потенции, присущей как материи, так и форме, рассматриваемым в отдельности, или в акте, каковой соответствует соединенным материи и форме. Существующее помимо бога существует в акте и нуждается для своего существования в материи, форме и действующей причине. Указанные три начала обусловливают всякое порождение как сугубо «мирской» способ получения вещами их существования. Что касается творения или исключительно божественного способа порождения сущего, то прежде чем форма объединится с материей, она существует в потенции в уме бога. У Гундисальво формы это своего рода образцовые идеи, которые отделяются от божественного ума для того, чтобы впечататься в материю, образовав при этом реальный экземпляр запредельной идеи.
В теолого-космологическом учении Гундисальво формы подразделяются на духовные, телесные и промежуточные между первыми и вторыми. Эти промежуточные формы отнесены к субстанциальности и единству как к необходимым условиям восприятия других форм субъектом познания и действия. Доминго Гундисальво пользуется и заимствованным у Ибн-Гебироля понятием света для обозначения первой формы вещей. Первый союз формы и материи это как бы света с воздухом или души с телом: так же, как благодаря свету становятся видимым темное, так и посредством формы познается каждое бытие. (Бонилья, 327). В Средние века это понятие получает распространение в трудах Гийома Овернского, Роберта Гроссетеста, Св.Буэнавентуры, а в эпоху Возрождения у Леона Еврея.
Учение о мировом процессе или космология Доминго в качестве отправной позиции рассматривает первое творение бога как первой причины – единство или совокупность первичных материи и формы. Из данного единства образуются вещи трех родов: творения невидимого мира и видимый мир, состоящий из небесных тел и четырех элементов. Дальнейший процесс образования остального сущего мироздания или обретения вещами их существования есть произведение вторичных причин способами порождения, соединения и сохранения.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.