Материальные ограничения
Музыка, лирическая поэзия, по Соловьеву, это прямой прорыв высшего мира сквозь материальные ограничения в стремлении выразить свои состояния в прекрасных звуках и словах. Другие искусства архитектура, скульптура, живопись совершают предварения высшего мира всеединства через потенцирование имеющейся красоты. С помощью художественной деятельности вечные смыслы, скрытые в частных проявлениях природы и человеческого мира, уясняются и очищаются.
Наряду с прекрасным Соловьев уделяет внимание таким эстетическим категориям, как трагическое и комическое, роль которых в организации художественной жизни весьма значительна. Они определяют не только жанры драматургических произведений трагедии и комедии, но и жанровую принадлежность героев других родов литературы. Общее у них в том, что изображенная действительность противоположна той, которая должна быть. Разлад действительности и идеала преодолевается в трагедии катарсисом, очищением души зрителя, сопереживающего герою, прошедшему по ходу развития сюжета испытания и очистительные страдания. Идеальное утверждается здесь тем, что все противоречащее ему гибнет. Такова судьба героев трагедии, как античной, так и новой, и эпоса. Прекрасные с точки зрения древнегреческого идеала герои «Илиады» гибнут потому, считает Соловьев, что они наделены только природным совершенством. Им на смену должен прийти духовный человек, создать образ которого призвано современное искусство. Тем не менее такой образ еще не создан, замечает Соловьев, и вряд ли будет создан в скором времени, так как задача непомерно сложна: предметом поэзии является нравственная жизнь человека и человечества, безмерная по объему и далекая от совершенства.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.