Материал произведения искусства
Наконец, в модернизме «новые» консерваторы усматривают перенос акцентов на сам «— в известном смысле на маклюэновское «средство сообщения». При этом в тенденции идейно-эстетические постулаты модернизма XIX— XX веков выводятся этими теоретиками из наиболее общих установок либерализма, так как для них обоих общим оказывается упор на индивидуальное «Я» (в первом случае — в сфере культуры и искусства, во втором — политики и экономики). Эта аналогия между либерализмом и модернизмом у Д. Белла, например, включает также и их противопоставление консервативной традиции, для которой, как мы уже отмечали, характерно подчинение и индивида и искусства неким всеобщим социальным нормам, имеющим морально-религиозную санкцию и обладающим абсолютным авторитетом. В конечном счете за этими идеями «новых» консерваторов лежит свойственное им определенное представление об изменении социальных функций искусства в современном буржуазном обществе. И, быть может, самое примечательное здесь то, что за этим представлением достаточно отчетливо просматриваются многие положения социальной эстетики контркультуры, хотя и взятые как бы с противоположным знаком. В самом деле, Д. Белл и его коллеги исходят из того, что искусство и культура стали «главенствующими» над политикой и над социальными структурами, превратились в наиболее «динамичный» компонент цивилизации. Более того, авангардистское искусство стало диктовать свои условия политике, характерным проявлением чего, с их точки зрения, и является феномен контркультуры. С этим же связано и изменение положения самого художника в обществе и его взаимоотношений с публикой, аудиторией. Речь идет о том, что если в прошлом веке обыватель негодующе отвергал авангардистское искусство (не случайно первая выставка импрессионистов в 1863 году называлась «Салон отверженных» и только через двадцать лет они смогли говорить о себе как о «Салоне независимых»), то сегодня фантазия художника — модерниста уже полностью господствует над той же обывательской аудиторией, диктует ей нормы художественного вкуса и эстетического восприятия.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.