Майкло Нечитайло. Заметки о творчестве Александра Ольшанского
Александр Ольшанский — «Только для Homo Sapiens!»
Эпиграф или посвящение обычны для художественного произведения, но снабдить дилогию, да еще названную непонятно «RRR», что вынудило читателей назвать ее «Три эр», грифом «Только для Homo Sapiens!” – подобное встречается не часто, если встречается вообще. Писатель и публицист Александр Ольшанский, что называется, пошел в своем творчестве в сторону, совершено противоположную, нежели художественное творчество после ельцинского путча. В литературе, искусстве вообще, набирали силу стремление потрафить низкопробным вкусам, создавать примитивное чтиво, а А.Ольшанский ушел в дилогии в неизведанные интеллектуальные и художественные глубины, создавал произведение, в
Александр Ольшанский — «Только для Homo Sapiens!»
Эпиграф или посвящение обычны для художественного произведения, но снабдить дилогию, да еще названную непонятно «RRR», что вынудило читателей назвать ее «Три эр», грифом «Только для Homo Sapiens!” – подобное встречается не часто, если встречается вообще. Писатель и публицист Александр Ольшанский, что называется, пошел в своем творчестве в сторону, совершено противоположную, нежели художественное творчество после ельцинского путча. В литературе, искусстве вообще, набирали силу стремление потрафить низкопробным вкусам, создавать примитивное чтиво, а А.Ольшанский ушел в дилогии в неизведанные интеллектуальные и художественные глубины, создавал произведение, в котором исследовались причины и технология осатанения общества. Впрочем, этим он стал заниматься до появления Ельцина на политической арене, но развернувшаяся коммерциализация литературы, падение ее содержательного и художественного уровня лишь подтвердили наличие у писателя исключительной интуиции и художнического чутья.
Дилогия А.Ольшанского, пожалуй, как никакое другое художественное произведение наших дней, дает многогранную, поистине широкую картину того, что произошло с нашей страной в конце ХХ века и почему произошло. Но зачем же гриф, разделяющий людей на разумных и не очень? Рекламный ход, мол, проверьте себя на интеллектуальность, способность понять необычное, сотканное из множества ассоциаций, произведение? Или предупреждение: это не развлекаловка, а серьезная литература? Или констатация того печального факта, что за последние двадцать лет выросло поколение, на которое влияют лишь провода дебильников, идущие к их ушам, и заблокировавшие их души и сознание?
Глубина, оригинальность, неоднозначность всегда были свойственны прозе А.Ольшанского, но в последние годы в его творчестве произошел резкий качественный скачок. На сайте www.olshanski.ru, где собрано все лучшее, что написал писатель и публицист почти за полвека творческой деятельности. Давние поклонники Ольшанского встретят нового для себя писателя, а молодежь откроет для себя одного из самых глубоких и мудрых художников слова нашего времени. И те, и другие, несомненно, станут причастными к сотворчеству вместе с писателем, испытают не примитивное сюжетное удовольствие, а постигнут глубины подлинного искусства, найдут удовлетворение своей духовной жажде или же, напротив, сделают ее еще сильнее.
Братья меньшие Александра Ольшанского
О человеке судят по его отношению к животным и по отношению животных к нему. Для писателей очень часто животные персонифицируют человеческие характеры и сугубо человеческие проблемы. Это свойственно и для творчества Александра Ольшанского, у которого на сайте www.olshanski.ru есть раздел «О братьях наших меньших».
Вот знаменитый рассказ «Рекс» о пограничной собаке, написанной с такой достоверностью, что в свое время журнал «Юный натуралист» опубликовал его в рубрике «Записки натуралиста». Общий тираж этого рассказа давно превысил 3,5 млн. экземпляров, он породил своего рода «рексиану». Но у рассказа-притчи, а у А.Ольшанского произведения о животных носят притчевую природу, о необыкновенной верности Рекса, есть и другой план — тема верноподданности, потери индивидуальности, свободы своей воли. И таких людей можно выдрессировать.
Рассказ «Портосик» о симпатичном коте-разбойнике, который шкодничает везде, где только может, но воспитательные меры на него совершенно не воздействуют. Рассказ был написан, когда писателю не было и тридцати, а в произведении заложено сомнение в действенности воспитания, когда оно касается природы существа.
«Вист, пас, мизер…» — рассказ о нашей безответственной игре с природой, о трагической судьбе ничейного бродячего пса Васьки, который всю свою жизнь искал Хозяина. Он написан в советские годы, и мысль о том, что всему в этом мире требуется Хозяин, что ничейность ведет к гибели, была мыслью о необходимости в стране собственности.
Рассказ «В хорошие руки» продолжает тему отношения человека и животных, но он об извращенной форме любви к братьям нашим меньшим, когда она ни во что ставит страдания человека по сравнению с животными, но она и порабощает самих домашних любимцев.
«Сказка о бердянском бычке» — рассказ-предупреждение об опасности для всего живого нашего безответственного отношения к природе. Но это также рассказ о нас, чересчур доверчивых, клюющих не на пищу, а лишь на идею пищи…
«Фартовое дело» — многоплановая повесть, но центральным в ней является смертельная схватка загнанного медведя-шатуна и загнанного несправедливостями жизни человека. Побеждает человек, но при этом он меньше всего похож на победителя.
О животных речь идет и в других произведениях. Рассказ «Смерть Тамары» давно стал культовым на родине писателя, который гордится тем, что номер «Роман-газеты», где он был напечатан, в Изюме воровали из почтовых ящиков. Тамарой называл свою кобылу изюмский керосинщик Сказка, и она была последней лошадью в городе. В «Обезьянке Чики» образ животного предстает как бы в качестве модели будущего умной, красивой и интеллигентной женщины, трудно идущей к разрыву с мужем-ничтожеством. В коротком романе «До и после первой звезды» впечатляет эпизод с празднованием дня рождения любимой собаки «нового русского» на фоне голодающих молодых сельских учителей.
Эти произведения, как и всё творчество самобытного талантливого писателя, продиктованы поиском Гармонии человека и природы, с самим собой, с прошлым и будущим, космосом и повседневными заботами – своего рода философского камня, который А.Ольшанский, фигурально выражаясь, обрел после почти полувека напряженной творческой деятельности.
Все люди — братья?!
Вопрос и сомнение в ответе, даже ироничное недоверие в этой коротенькой фразе, которую писатель и публицист Александр Ольшанский сделал заголовком своих мемуаров, имеющих подзаголовок «Воспоминания и размышления о ХХ веке». Истоки смысла фразы в утверждениях красноярских ученых, что все мы в 14 поколении братья и сестры. Да и произошли вроде бы от Адама и Евы, так почему же мы так жестоки друг к другу? Поиски на этот вопрос и составляют содержание мемуаров, они и основной стержень судьбы самого автора.
Начинаются мемуары с первого воспоминания автора – страшной бомбежки немцами его родного Изюма, а заканчиваются размышлениями о необходимости гармонизации всех сторон жизни на нашей планете. Между ними почти семьдесят лет интереснейшей судьбы автора, ставшего известным писателем, прошедшим путь от паренька с городской окраины до крупного издательского деятеля, директора экспортно-импортного департамента в области прав на произведения художественной литературы и искусства. Полный текст воспоминаний размещен на сайте писателя www.olshanski.ru в разделе «Исповедь сына ХХ века». Но речь здесь идет не о карьере. Напротив, А.Ольшанский, где и как только мог, ломал ее в пользу собственного творчества. Человек яркий и одаренный, он неизменно привлекал внимание кадровиков. Еще в Литинституте, где его с первых дней учебы считали одним из самых перспективных студентов, он становится одним из организаторов забастовки против решения Хрущева о закрытии очного отделения вуза – спустя 45 лет он возглавит правление Содружества выпускников Литинститута. А тогда последовали три года армейской службы, исключение из вуза якобы по причине академической неуспеваемости, восстановление в числе студентов. Потом журналистика, предложение перейти на работу в аппарат ЦК ВЛКСМ. Там он знакомится с теми, кто потом станет главами государств, премьер-министрами союзных республик, крупными партийными и государственными деятелями. Из аппарата уходит в заведующие редакцией по работе с молодыми авторами, но потом о нем вспоминают, и он становится заместителем главного редактора Госкомиздата СССР в области литературы и искусства. Конфликт с руководством, швыряет заявление об увольнении и несколько лет не печатает ни строки. Потом становится рабочим секретарем Московской писательской организации и редактором газеты «Московский литератор». Начинается перестройка, ему предлагают возглавить управление литературы и искусства всесоюзного агентства по авторским правам. Развал СССР стал причиной духовного и творческого кризиса автора. После 1993 года он, вспомнив юность, когда после техникума был механиком и водителем, четыре года в качестве дальнобойщика ездит по Руси Великой, возвращается в народ, обретает как бы новый язык в прозе и публицистике. Неожиданно получает приглашение написать политическую резолюцию очередного съезда партии власти, тогда это был НДР, возглавить отдел в федеральном исполкоме.
Богатая личная биография питала творчество писателя, но и сводила (или сталкивала) с множеством известных и знаменитых людей. Среди них Назым Хикмет и Борис Бедный, Михаил Светлов и Виктор Астафьев, Алексей Аджубей и Борис Пастухов, Николай Рубцов и Валентин Распутин, Михаил Дудин и Валентин Ежов, Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, Михаил Лобанов и Юрий Селезнев, десятки других известных деятелей литературы и искусства, издателей. Мемуары написаны по принципу «Платон мне друг…», поэтому в них не только хвалебные характеристики.
Но самое ценное в произведении – это история мировоззрения автора, бесконечные его ломки, кризисы, разочарования, поиски истины, расставания с навязанными условностями и так называемыми научными категориями, которые писатель назовет предрассудками. В результате Александр Ольшанский усомнился в некоторых законах диалектики и пришел к выводу, что не борьба противоположностей является двигателем развития, а асимметрия, которая является такой же всеобщей категорией как пространство, время, информация, «золотое сечение»… С помощью теории информации он сформулирует основные понятия информационной теории литературы и искусства, назовет свое главное произведение, уникальную дилогию «RRR» произведением метареалистическим, то есть послереалистическим. Оказалось, что все эти годы он шел к Богу – как представителю высочайше развитой космической цивилизации, Создателю нашего мира. В конце концов увидит выход для земной цивилизации в торжестве философии и этики Гармонии, станет активным участником Глобального Союза Гармонии, объединившего под началом петербургского социолога и философа Льва Семашко десятки видных ученых, интеллектуалов, общественных деятелей, писателей со всех континентов. Александр Ольшанский гордится тем, что он в этом союзе стал одним из членов Почетного Консультативного Комитета – закономерный итог трудных поисков в течение полувека.
Записки пациента Александра Ольшанского
Медики встречают человека в момент его появления на этом свете и провожают его в мир иной. Поэтому от состояния медицины и ее возможностей зависит в жизни людей и в целом страны чрезвычайно много. Национальный проект в области медицины заслуживает положительной оценки хотя бы потому, что он обратил внимание властей на состояние здравоохранения и пытается вытащить его из кризиса.
Александр Ольшанский на примере своих отношений с медиками в течение семидесяти лет и своих близких посмотрел на медицину с точки зрения пациента и пришел к неутешительным выводам. Эссе «Врачующему: излечись сам!» было написано, когда национальный проект делал первые шаги, еще в ходу было стремление властей обеспечивать население медицинскими услугами по минимуму – и это в вымирающей стране!
За долгую жизнь автор был пациентом множества врачей, клиник и больниц, от обычной районной до кремлевской, ему есть что и с чем сравнивать. Самый неутешительный вывод: медицина в нашей стране перестала быть искусством врачевания, превратилась в доходный бизнес. Общество и население тратит на медицину, а это совсем не значит, что на свое здоровье, огромные средства, но это лишь обогащает дельцов от медицины.
По мнению писателя, порочен сам подход к организации народного здравоохранения. Система медицинской помощи устроена так, что лечат не людей, а болезни. Зарубежных медиков, когда наши люди попадают в их клиники, удивляет количество недолеченных болезней, наличие у них порой таких инфекций, против которых там давно прекратили выпускать лекарства. Порочна система страхования – она паразитирует на медицине, совершенно не нужна ни врачам, ни пациентам. Миллионы инвалидов высиживают под видом выписки лекарств деньги за посещение поликлиник – за каждое посещение клиника получает около ста рублей.
Что предлагает писатель? Разбюрократить медицину, компьютеризировать ее, освободив тем самым врача от писанины, заполнения огромного количества бумажек для страховых компаний, которым вообще должна быть заказана дорога в государственные лечебные заведения – пусть занимаются частной медициной. Организовать медицинскую помощь населению так, чтобы медики получали деньги не за реагирование на болячки, а на их предупреждение, профилактику, а самые большие премии — за снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, за обучение населения, прежде всего молодежи, здоровому образу жизни. У каждого российского гражданина должен быть личный счет, на который из бюджета должны поступать деньги в соответствии с его заболеваниями и с которого он вправе платить врачу за прием, накопить деньги на дорогое лечение или пребывание в санатории. Крайне необходимо обратить внимание на здоровье молодежи – из-за очередей из стариков они не ходят к врачам, обращаются к ним лишь тогда, когда становятся хрониками. Давно пора медиков государственных лечебных заведений приравнять по положению с государственными служащими…
Об этом и многом другом можно прочитать на сайте писателя www.olshanski.ru в разделе «Глас вопиющего…» Раздел назван точно: автор пытался опубликовать в толстых журналах свою статью, но… В журнале «Москва», например, сказали, что «это очень любопытно», однако печатать не стали – побоялись, что за резкость оценок их издание отлучат от швыдковой титьки, то есть от дотации за благонадежное поведение?
Их называют надеждой планеты
«Не секрет, что природа, друзья, погибает» — эта строка поэта-графомана как нельзя точно характеризует состояние окружающей среды на планете. Погоня за наживой любым, в том числе самоубийственным способом, стала общепланетарным бедствием. Тысячи энтузиастов ловят рвачей за руку, парламенты принимают законы, но дьявол наживы Мамона продолжает торжествовать.
Японский микробиолог Тероу Хига несколько десятилетий тому назад отобрал из тысяч микроорганизмов 84 важнейших из них и создал ЭМ-технологию. ЭМ – эффективные микроорганизмы, анаэробные бактерии и микроскопические грибки, способные восстанавливать окружающую среду, резко повышать урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства. Сейчас ЭМ-технология успешно используется в очистке водоемов, в том числе Внутреннего Японского моря, в здравоохранении, в превращении гигантских свалок отходов в ценнейшие удобрения. В Белоруссии результативно ведутся регенерационные работы на территориях, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Тероу Хига изобрел технологию переноса свойств живых микроорганизмов на пластмассу и керамику, появилась множество изделий, по своему действию практически вечных. Есть ЭМ-одежда, достаточно обработать ЭМ простыни, чтобы сон стал здоровым, информационные слепки переносят на строительные материалы, чтобы получить экологически безупречное жилье. Из ЭМ-керамики делают тротуары, и снег на них тает…
Об этом можно подробнее прочитать на сайте писателя Александра Ольшанского (www.olshanski.ru) раздел «Сад и огород» материалах «Эм-технология – земледелие XXI века». Автор делится своим десятилетним опытом использования «эмки» на личном садовом участке, предостерегает читателей от повторения своих ошибок. Известно, что наша страна превратилась в рай для фальшивок и подделок, не миновала эта тенденция и ЭМ-технологию. С горьким сожалением А.Ольшанский пишет, что в нашей стране, в отличие от десятков других стран, ЭМ-технология, пожалуй, единственная нанотехнология, гармонизирующая отношения человека и окружающей среды, не получила должного развития, что мы и здесь изобретаем свой велосипед. И подсказывает садоводам, кому из производителей ЭМ-препаратов можно доверять.
Любить или заниматься любовью?
Любовь – самое человеческое чувство, о нем горы книг, кинофильмов, полотен… Величайший дар Создателя. В чувстве любви запрограммировано практически всё человеческое — забота о ближнем, самопожертвование, духовность, поклонение красоте, продолжение рода человеческого, стремление сделать счастливым предмет своего обожания, быть достойным ответного чувства.
В истории мировой литературы не найдется ни одного литератора, который бы обошелся без любовной тематики. В последние десятилетия под напором коммерциализации, погони за сверхдоходами любовь стала вытесняться сексом, расцветом порнографии, понятия любить и заниматься любовью превратились в сестер близняшек. Для создания атмосферы вседозволенности и извлечения сверхприбылей была объявлена так называемая сексуальная революция, и десятки миллионов наивных глупышек оказались в ее смрадных помоях. В нашей стране вчерашние тургеневские по своим задаткам девушки оказались на панели, заполнили бордели всего мира. Возродились рабство, принуждение заниматься проституцией. В Интернете каждый второй сайт – эротический, то есть порнографический, пропагандирующий технику совокупления, сексуальные возможности сетевых прелестниц. Женщина превращается в сексуальную машину для удовлетворения похоти. Моральные уродства ведут к физическим изъянам – у каждого второго мужчины проблемы с потенцией, ведь без любви, извините, не у каждого встает. А это снова бизнес…
В этой атмосфере самыми дефицитными стали произведения о настоящей любви. На сайте писателя Александра Ольшанского www.olshanski.ru есть раздел «Рассказы и повести о любви», где собраны его произведения об этом великом чувстве. Самое ценное в них — писатель в каждой истории находит все новые и новые главные грани чувства, но все они основаны не на занятии любовью, а на чувстве любви. В рассказе «Любовь в Чугуеве» под влиянием этого чувства юноша рождается как бы духовно и на всю жизнь, хотя любовь была несчастной, сохраняет чувство благодарности любимой за это. Рассказ «Слепой дождь» как бы соткан из тончайших нитей ожидания любви молодой сельской женщины. Игра в любовь сыграла роковую роль в судьбе наивной девушки из рассказа «Гастроли тети Моти». Безлюбовье убивает героя повести «Грахов», но настоящая любовь способна даже победить рак – об этом повесть «Вечный синдром». Ради любви героиня из разряда начальниц в рассказе «Случай в Семигорье» готова пожертвовать карьерой. Трудной оказалась любовь русской девушки и грека-киприота в повести «Рейс SU507/508». Герой рассказа «Объяснение на Шипке» во имя счастья любимой женщины уезжает в Афганистан и находит там смерть – на такое самопожертвование способны лишь влюбленные. Великодушие — разновидность любви. Именно этим можно объяснить отсутствие зла в душе у героя рассказа «Привет от Шишкина» по отношению к женщине, совершившей то ли ошибку, то ли подлость. А сколько прекрасного просыпается в душах двух наших стариков, потешных и неловких, в рассказе Квасъ+Газъ.вода» ! Не выгода, не расчет, не престиж, а человеческие мотивы определяют поведение героев в произведениях писателя о любви. А.Ольшанскому чужд пуританизм, морализаторство, но он явно не приветствует сексуальные, полускотские забавы номенклатуры в престижном санатории – рассказ «Розыгрыш в Форосе».
Красота спасет мир? Но для этого она, как минимум, должна быть не продажной. И любовью спасется мир, но только не занятиями любовью. Пора понять, что без нравственного возрождения не может быть возрождения России как великого государства. А нравственное возрождение невозможно без возрождения великой культуры самого человеческого чувства.
Мастер-класс писателя Александра Ольшанского
К любому профессиональному литератору обращаются молодые авторы с просьбой высказать мнение о своих творениях. А. Ольшанский не исключение – более того, в семидесятые годы он возглавлял редакцию по работе с молодыми авторами издательства «Молодая гвардия». Участвовал в подготовке различных мероприятий с молодыми, организовывал семинары на БАМе, собирал молодых авторов издательства. Был издан уникальный сборник «Вдохновение», целиком посвященный творчеству членов литобъединений. Удалось подготовить и выпустить два номера альманаха «Мастерская», то есть сделать практические шаги к возрождению журнала «Литературная учеба». Но «Молодая гвардия» была бастионом патриотизма, поэтому в постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» был пункт с пометкой «Не для печати», где по-иезуитски закрывались молодогвардейские альманахи «Мастерская», «Родники», «Мы – молодые» под предлогом того, что на их бумаге будет издаваться журнал «Литературная учеба». Естественно, к журналу А. Ольшанского и близко не подпустили. Он решился на беспрецедентный, вызывающий шаг, заявив на совещании в редакции:
— «Родники» закрыли, ну что же, будут выходить «Истоки».
Директор издательства В.Ганичев, хотя это ему грозило крупными неприятностями, поддержал его идею – «Родники» были единственным в стране изданием для начинающих авторов. «Истоки» выходят, но не в растерявшем традиции издательстве «Молодая гвардия», уже более тридцати лет, тогда как не все его авторы знают, как расшифровывается аббревиатура ЦК КПСС.
Закономерно, что на сайте/литпортале писателя www.olshanski.ru есть раздел «Мастер-класс для молодых авторов». Он отличается высокой взыскательностью, потому в сети огромное количество сайтов, где различные литературные поделки объявляются пределом совершенства. В «Мастер-классе» публикуются произведения авторов, у которых есть способности к литературному творчеству, рецензии А. Ольшанского. На произведения других авторов писатель отвечает только личными письмами. Они кажутся несправедливыми, излишне жесткими, но писатель на всю жизнь запомнил встречу с одним седым и совершенно бездарным графоманом, который попросил его, тогда заведующего редакцией, опубликовать хотя бы одно стихотворение или отрывок прозы – ведь он тридцать пять лет пишет, но так и не опубликовал ни строки.
— Нет,- отказал ему Александр Ольшанский.- Писателями не становятся от станка или сохи, способностями в виде дара награждает Бог. Вы исковеркали свою жизнь. Бросьте писать, быть хорошим читателем куда достойнее, чем плохим писателем. Займитесь садом, путешествиями, уделите, наконец, внимание детям и внукам.
Понимая, что менторство далеко не всем нравится, писатель на форуме при литпортале открыл «Клуб молодых авторов», где каждый может опубликовать свои произведения и высказать свое мнение.
Надо заметить при этом, что А. Ольшанский руководит семинаром прозы на Высших литературных курсах, является председателем правления Содружества выпускников Литературного института имени А.М. Горького, одна из задач которого – поиск и оказание помощи талантливой литературной молодежи.
Ров между избранными и толпой
Около тридцати лет назад выдающийся литературный критик и литературовед Юрий Селезнев после написания издательской рецензии на сборник рассказов Александра Ольшанского «Китовый ус» сказал автору:
— В литературе так: есть толпа писателей, а в отдалении – небольшая группа избранных. Между ними глубокий ров. Тебе дано преодолеть его, так преодолей же!
Эти слова друга, который как никто другой понимал его, всегда помнил писатель. Не для того, чтобы направляться к глубокому и рву и преодолевать его, а чтобы с высочайшей ответственностью относиться к своему слову. К сожалению, у Юрия Селезнева вскоре взорвалось сердце, и А.Ольшанский понял, что в творческом плане он одинок. Впрочем, он никогда не стремился примкнуть к толпе, стать своим в какой-нибудь литературной стае, поскольку настоящий писатель – всегда планета, а все остальные – в лучшем случае рой астероидов.
Прошли десятилетия, и, как бы отчитываясь перед памятью друга, А.Ольшанский на сайте www.olshanski.ru собрал свои произведения, которые достойны внимания читателей. Получилось более 2 тысяч машинописных страниц, а это 7-8 обычных томов. Мостом через селезневский ров стал дилогия «RRR», названная читателями для удобства «Три эр». В романах «Стадия серых карликов» и «Евангелие от Ивана» писатель исследовал технологию осатанения общества, предложил читателю свою версию того, что произошло с нами и страной. Но для создания дилогии ему нужно было осознать информационную природу литературы, понять ее главную функцию литературы и искусства – познание действительности, определить свои эстетические принципы, усомниться в диалектике как теории и законах развития и на ее место поставить асимметрию, все это вместе позволило сформулировать основы своего метареализма, не метафизического и метафорического, а послереализма, использующего для познания всё, что накопила художественная практика к концу ХХ века. В итоге А. Ольшанский увидел выход для каждого человека и цивилизации в целом в обращении к философии и этике гармонии. К счастью, к этому же пришли многие интеллектуалы на всех континентах планеты, петербургский философ и социолог Лев Семашко объединил их в Глобальный Союз Гармонии, и писатель стал членом Почетного Консультативного Комитета этого союза.
Своим творчеством Александр Ольшанский вполне оправдал пожелание Юрия Селезнева. Не его вина, что в своих поисках он, несомненно, обогнал время, искал путь к истине, который в итоге оказался путем к Богу, понимаемым им в качестве представителя сверхцивилизации, создателя всего живого на Земле. Окончательное преодоление селезневского рва должно состояться в сознании читателей, оценивших своеобразие и значение творчества писателя для нашей культуры. Для этого нужно время, а оно не очень подходящее – литература фактически отделена от государства, из духовного дела стала предметом коммерческой выгоды. Крупная ошибка власть имущих, сродни сбрасыванию Пушкина с парохода современности, объявлению о смерти русской литературы. Но она преходяща — не случайно В. Путин в последнем выступлении в качестве президента страны вспомнил о духовной силе нашего народа, о вкладе России в науку, культуру, искусство…
Сайт А. Ольшанского один самых содержательных в русском Интернете. На нем размещены многие известные рассказы, повести и романы писателя, совершенно не занудные филосовские и эстетические эссе, яркая публицистика, байки о писателях, мастер-класс для молодых…
Сайт/литпортал писателя Александра Ольшанского
В Рунете сайтов, принадлежащих старшему поколению, не так уж много. Интернет – это территория молодых, но московский писатель и публицист Александр Андреевич Ольшанский доказал, что возраст здесь не первостепенное обстоятельство. Напротив, только солидный возраст и жизненный опыт дают перед молодыми преимущество, называемое мудростью. Следовательно, влияют на богатство содержания сетевого ресурса.
Сайт/литпортал А.Ольшанского – www.olshanski.ru – заметное явление в Рунете. Когда писателю исполнилось шестьдесят пять лет, он, всегда чуткий к набирающим силу тенденциям, две зимы переводил в электронную форму все наиболее значительное из написанного им самим или о нем. В литературе пышным цветом расцвела литературщина, низкопробное чтиво, «дефектив» и порнуха – результат коммерциализации духовной сферы, да и сама литература оказалась отделенной от государства. Особенно в незавидном положение попала словесность настоящая, не потрафляющая сомнительным вкусам публики. «Они думали, что уже нас похоронили? И крест на могиле поставили? А из-под моего креста пойдет дымок, свидетельствующий, что курилка жив!» — возмущался писатель, готовясь к открытию в сети сайта. Получилось свыше двух тысяч машинописных страниц – 7-8 обычных томов.
Меньше всего ему хотелось, чтобы это был мертвый ресурс. Нет, нужен был рабочий кабинет в Интернете, и обрести его удалось. Появился дневник, разделы «Что новенького», «Объявления», «Друзья-товарищи», «Мастер-класс для молодых авторов». А какие разделы помогут посетителям ориентироваться во многих десятках прозаических и публицистических произведений? «Глас вопиющего…» — публицистика, «Рассказы и повести о любви» — здесь произведения о самом человеческом чувстве, «Провинциальные рассказы» — о малых городах, в которых живет большинство населения страны. «Исповедь сына ХХ века» — мемуарный раздел, в нем можно ознакомиться с недавно законченными воспоминаниями писателя «Все люди- братья?!» В разделе «До и после первой звезды» собраны произведения о процессах, назревавших в обществе давно и приведших к катастрофе в начале девяностых, к проигрышу большинства. Наконец, «Главная книга» — здесь уникальная дилогия «RRR», статьи о своеобразных философских, эстетических и этических взглядах писателя. Произведениям о животных пришлось посвятить рубрику «О братьях наших меньших». Автор – большой любитель садоводства, поэтому на сайте появился «Сад и огород», кстати, один из самых посещаемых. Естественно, что потребовался и раздел «Из архива».
Совсем недавно при сайте был открыт форум сайта www.olshanski.ru, а в нем гроздь различных клубов – для ценителей настоящей литературы, молодых авторов, любителей сада, короче говоря, по интересам. Любой посетитель может открыть интересующую его тему, опубликовать свое произведение, прочитать мнение других.
В итоге получился не сайт, а полномасштабный литературный портал. В Интернете творчество Александра Ольшанского получило как бы новое звучание, раскрыло многообразие его интересов. И показало масштабы сделанного в литературе одним из самых интересных и оригинальных писателей старшего поколения.
Школьный роман Александра Ольшанского
Известно, что Ельцин, придя к власти, издал в сугубо популистских целях печально известный указ номер 1 о народном образовании – деяние из разряда его езды на стареньком «Москвиче» и лечения в обычной районной поликлинике. Естественно, что важнейшая отрасль народного бытия не получила никакой помощи от новой власти. Напротив, она, занятая прихватизацией, освободила прибираемые к рукам предприятия от ответственности за социальную инфраструктуру, что называется, спихнула заботы о школах, поликлиниках, детских, спортивных учреждениях, коммунальном хозяйстве на местные власти. Новые хозяева уложили многие предприятия на бок, разбазарили их имущество, и местные власти оказались беднее церковных мышей. Социальной инфраструктуре был нанесен тяжелейший удар, особенно в трудном положение попали школа и медицина. В стране сотни тысяч детей перестали посещать школу.
Писатель Александр Ольшанский в молодости работал учителем в сельской школе, знает школьные тонкости не понаслышке. В своем коротком романе «До и после первой звезды», имеющий подзаголовок «Роман эпохи дикого монетаризма», изобразил весь трагизм положения школы, особенно молодых учителей. Три воспитанника детского дома, мечтавшие о продолжении дела своего замечательного учителя и директора детдома Алексея Алексеевича, вынуждены работать в сельской школе, не получая заработной платы. Но жить-то как-то надо, и беременная молодая учительница Елена Дмитриевна вынуждена подрабатывать шитьем мужских трусов. Ее муж Валентин Иванович мечтает разводить на продажу садовые саженцы, оборудует подвал в коттедже «нового русского», который его нагло обманывает и обсчитывает. Тайком от жены он сдает кровь за деньги – это обстоятельство приобретает символическое и метафорическое звучание. Ведь символ учительства – птица пеликан, расклевывающая свою грудь и кормящая своей кровью и плотью птенцов. А их подруга Рита Чернова рассказывает им о своем покровителе некоем Гарике, который помогает ей деньгами, и она делится ими с молодой семьей. В конце концов, выясняется, что никакого Гарика не существует, Рита торгует своим телом на автомобильной трассе, заражается СПИДом и погибает. Вот каким чудовищным образом обернулся для народного образования лицемерный указ всероссийского Герострата.
Сейчас наша школа продолжает переживать нелегкие времена, поскольку ее пытаются уложить в прокрустово ложе западной модели, когда литература, сугубо нравственный и духовный предмет, перестал быть первостепенным. Яркий, пронизанный щемящей болью за состояние школьных дел роман А.Ольшанского, популярен у посетителей сайта писателя www.olshanski.ru. Он — и напоминание ретивым реформаторам о том, к каким трагическим последствиям приводят в России реформы.
Провинция Александра Ольшанского
На сайте www.olshanski.ru читатель может впервые ознакомиться с полным циклом изюмских рассказов и повестей Александра Ольшанского — о неизученной и неосвоенной по-настоящему отечественной литературой важнейшего пласта жизни, называемым провинциальным. Жаль, что они рассеяны по нескольким разделам сайта: не только в «Провинциальных рассказах», но и в разделах «Рассказы и повести о любви», «До и после первой звезды», «Главная книга», «Братья наши меньшие»… К слову, Изюм – родной город писателя, поэтому в честь него и назван город литературный. И если первый по воле злой судьбы оказался за рубежом, то литературный Изюм никому не под силу отторгнуть от России.
Александру Ольшанскому не повезло с первой его большой книги – «Сто пятый километр», которая получила немало похвальных рецензий, вышла в 1977 году с предисловием Валентина Распутина, но критика не заметила главного лейтмотива произведений. Ее внимание было поглощено деревенской прозой, а Александр Ольшанский, деревенской темы не чураясь, сосредоточился на изучении жизни небольшого города. Именно небольшой город с его пригородом, с примыкающими селами и деревнями, а это большинство населения страны, оказался как бы в мертвом пространстве литературы. Виной тому, конечно, нормативизм мышления писателей и критиков, зашоренность, следование тогдашней моде.
Деревенская проза, конечно же, деревню не спасла. Сейчас вообще говорят, что она предопределила крушение советской власти и развал СССР, стала обвинительным заключением большевизму, но выхода для деревни не видела. Во многом благодаря ей были похерены и явные достижения колхозов и совхозов, которые были разрушены и разворованы в годы ельцинщины. С вологодской меркой подошли к хозяйствам Дона и Кубани, Сибири и Урала – вот и геростратовский итог. Деревенская проза вынесла приговор не столько строю, потому что он из большевистского превратился в необольшевистский, столько деревне, которая оказалась в еще более плачевном состоянии, выживает натуральным хозяйством, потому и неспособной прокормить страну даже в отдаленной перспективе. То есть, благими намерениями деревенской прозы была вымощена дорога в нынешнее состояние деревни.
Возможно, А. Ольшанский чувствовал интуитивно, что возврата к прошлой деревни нет и быть не может, нужна новая деревня, иные, современные организационные формы организации земледелия. Он знал деревню не понаслышке, вырос на окраине города, которая то относилась к селу, то городу, в 18 лет стал заместителем председателя колхоза, ушел в другой колхоз механиком, чтобы сравнить их жизнь и уклад. Литературная традиция требовала противопоставлять город и деревню, но Александр Ольшанский не стал ей следовать. Для него небольшой город и окружающие сельские населенные пункты были единым организмом, спаянными одной судьбой. Своеобразность писательской позиции первым отметил Юрий Селезнев в письме в редакцию журнала «Москва». Станислав Золотцев свою рецензию в «Нашем современнике» назвал «С высоты изюмского холма», не чувствуя двусмысленности названия, Владимир Ленцов в статье «Славный город Изюм» определил писателя как певца родного города, в одиночку, по сравнению с многочисленными одесситами, создавшим литературный образ города – все эти материалы есть на сайте.
Если же говорить по большому счету, то исследование жизни небольшого города, которое начал тридцать с лишним лет назад А. Ольшанский, — лишь начало важнейшего разговора о судьбе большинства народа. В небольших городах и сегодня находятся ключи возрождения Отечества, и помочь отыскать, предъявить их читателю – это забота нового поколения писателей. Думается, что в литературе и жизни настало эпоха небольшого города, к прискорбию, в ельцинские и постельцинские годы погибающего.
Публицистика Александра Ольшанского
К публицистике прозаик обратился в зрелые годы, после того, как четыре года бывший начальник союзного департамента гонял грузовики по Руси Великой. После развала СССР, расстрела парламента писатель пережил духовный и творческий кризис, а знакомство с жизнью страны помогло ему сверить свои взгляды с чаяниями народа. В дальнобое, как он называет этот период своей жизни, Александр Ольшанский обрел новый язык – четкий, яркий, бескомпромиссный. Он и раньше работал в газете и журнале, печатал иногда литературно-критические статьи, но после кризиса мыслям и чувствам в душе писателя стало слишком тесно, надо было высказаться определенно и откровенно.
На сайте писателя www.olshanski.ru в разделе «Глас вопиющего…» собрана публицистика постсоветского времени. Она началась со статьи «Кузнецкая дуга», о шахтерах Кузбасса, блестящей и поразительной по глубине анализа, написанной в период дальнобоя.
Публицист не приемлет многие стороны так называемых реформ, но это не критиканство, а беспощадный анализ и, что самое важное и характерное для этой стороны творчества А. Ольшанского, всегда предлагаются пути выхода из сложившейся ситуации. Огромный опыт – житейский, служебный, литературный – помогает ему видеть то, что многие не замечают. Сейчас трудно сказать, кто ввел в оборот термин «Великая бюрократическая революция» — А. Илларионов или А. Ольшанский еще в 1994 году в рассказе « Огрызок французской булки», но у последнего есть работа под таким названием. Именно работа, поскольку в ней исследуются истоки российского бюрократизма, его губительные для страны «достижения». Не демократическая, а бюрократическая у нас произошла революция, и выход в дебюрократизации сознания, политической системы и органов управления.
В России все великое, утверждает писатель в «Великой антирусской войне». Анализируя отношения нашей страны с Западом, Александр Ольшанский пришел к выводу, что с наполеоновских времен против России ведется целенаправленная война, которая принимает различные формы – идеологические, политические, экономические, горячие, холодные и т.д. и т.п. Против России используются двойные стандарты, всё антироссийское внутри страны и вблизи ее границ неизменно получает самую щедрую поддержку. Как только президент В.Путин вернул стране ее достоинство, приступил к модернизации ее обороны, как мгновенно во всем мире увеличилось число его недоброжелателей.
Непреходящая боль писателя — расчленение триединого русского народа на три государства. Такая же боль – коммерциализация духовной жизни, фактическое отделение литературы от государства, бесправное положение современного отечественного писателя.
К публицистике примыкают литературно-критические и философские статьи, где осмысление своего времени получает отточенные формулировки, высказываются многие глубокие и оригинальные мысли о природе и функциях литературы и искусства, о своих эстетических принципах, о необходимости обращения к философии и этике Гармонии. В мемуарах А.Ольшанского «Все люди – братья?!» подводится как бы итог почти полувековому пути писателя и публициста к Истине.
С проповедью Гармонии
Сейчас слово «гармония» становится одним из самых употребляемых. Но далеко не все знают, что оно означает на самом деле. Между тем гармонизация всех сторон жизни современного человека и современной цивилизации является безальтернативным будущим нашей планеты, погрязшей в борьбе за материальные блага для сильных за счет слабых и беззащитных. В наше циничное и негуманное время это кажется идеализмом, но у человечества нет выбора: оно или расстанется с тупиковой и убийственной моралью постиндустриального общества или уничтожит себя. Вот и стала формироваться как бы новая философия и этическая система, причем во многих уголках планеты, в сознании многих интеллектуалов. Китай, к примеру, недавно отказался от диктатуры пролетариата в пользу создания общества социальной гармонии.
Огромный вклад в дело гармонизации внес питерский ученый Лев Семашко. Он разработал на этот счет специальную теорию – тетрасоциологию, объединил вокруг себя сотни образованных людей из многих стран в Глобальный Союз Гармонии, создал сайт, выходящий на 17 языках. Не поленитесь набрать в поисковой строке «Глобальный Союз Гармонии» — вы приобщитесь к будущему, к ищущей и тревожным мыслям подлинной элиты нашего времени.
Одним из активных участников ГСГ стал московский писатель Александр Ольшанский. Не одно десятилетие он искал образец будущего, достойного человека, устройства общества. Все прежние его устройства оказались скомпрометированными и несовершенными. Конспективно об этом его эссе Александра Ольшанского «Путь к Гармонии». Но путь оказался сложным и мучительным, для этого надо было отказаться от многих условностей и теорий, усомниться в законах диалектики и придти к философии асимметрии как к всеобщей категории, благодаря которой всё сущее может развиваться естественным эволюционным путем, к своей эстетике метареализма, то есть послереализма, в основе которой информационная теория литературы и искусства… Надо было придти к Богу как представителю высочайше развитой цивилизации, которая и является Создателем нашего мира – этот путь писатель прошел в процессе создания уникальной дилогии «RRR», в которой есть явные следы сотрудничества автора и Неба – к примеру, каскад метафор в романе «Евангелие от Ивана» как беспрецедентный принцип композиционного строения произведения.
И все это надо было для осознания спасительной миссии Гармонии. Естественно, он стал недавно одним из активных участников ГСГ, членом Почетного Консультативного Комитета этого союза. О гармонии А. Ольшанский говорит в конце мемуарной книги «Все люди- братья?!», написанной по принципу «Платон мне друг…». Об этом же – «Знак Гармонии, следовательно, Счастья», «С материального витка на интеллектуально-духовный», «В контексте времени и культуры», в лекциях-беседах со студентами Московского гуманитарного университета («Некоторые мысли о художественной литературе») и Литературного института («Информационная природа и теория литературы»), во многих материалах авторского сайта www.olshanski.ru.
«Это работа на будущее, — пишет Александр Ольшанский о деятельности Глобального Союза Гармонии, — на выход человечества из тупика, в котором оно оказалось благодаря пропаганде оголтелого индивидуализма, наживы любым путем, безумной погони за суперкомфортом в ущерб окружающей среде, потребления сверх всяких разумных потребностей, жестокости, культа силы, бездуховности. Идеология Гармонии – спасительный круг для человечества, оказавшегося в смрадном болоте антигуманизма, общественных язв и моральных уродств. По своему значению она может быть приравнена к рождению нового христианства. И если будет второе пришествие Спасителя, то Он придет с проповедью Гармонии».
Сад Александра Ольшанского
Однажды Владислав Фатьянов, известный поэт, ученый садовод и автор многих книг по садоводству, принес в подарок своему другу писателю Александру Ольшанскому саженцы новейшего сорта желтоплодной малины. На А. Ольшанского не произвели впечатления хвалебные слова о новом чуде селекции, более того, он огорошил гостя неожиданным заявлением:
— Слава, ты принес саженцы лесной малины, а не чуда селекции.
Обескураженный В.Фатьянов поехал к профессору-селекционеру и рассказал о своем конфузе. Наместник Бога по российским малинам подтвердил, что эти саженцы действительно являются дикой малиной и используются в качестве одного из родителей нового сорта. Выяснилось: лаборантка перепутала…
Это небольшое происшествие характеризует уровень познаний садоводстве и огородничестве известного писателя и публициста Александра Ольшанского, который на своем сайте www.olshanski.ru уже который год в разделе «Сад и огород» делится садовыми секретами с читателями. Принцип А. Ольшанского: делиться только собственным опытом, а не создавать из десяти статей одиннадцатую, что стало повальным методом «ваяния» книг по садоводству. Как писатель он, естественно, уделяет большое внимание психологии взаимоотношений человека и растения, вглядывается в тонкости их диалога. Уникальна статья «Торф ты мой болотный», где рассказывается о том, как из консервы, как писатель называет торф, сделать для растений питательное блюдо. Большой популярностью у посетителей сайта пользуются материалы «Клубника:секреты выращивания», «Борьба за тепло», «Эм-технология – земледелие XXI века» с банальнейшим, но точным названием «Сам себе семеновод», поскольку писателю явно не по душе дорогущие красивые пакеты, куда «щедрые» продавцы кладут буквально несколько штук семян, которые к тому же редко прорастают… Поэтому А. Ольшанский пальму первенства отдает использованию семян, полученных на садовых или приусадебных участках. Вообще за многие годы у него сложилась как бы своя система экологически чистого садоводства и огородничества, основывающаяся на переработке всех отходов в компост, использовании калифорнийских червей и ЭМ-технологии. Не случайно соседи вывозят листву в лес, а А.Ольшанский из леса носит ее на свой участок…
Между прочим, Александр. Ольшанский – один из отцов-основателей Российского союза садоводов. Он возглавлял отдел по работе с общественными организациями в исполкоме «Нашего — дома России», и его, садовода со стажем, не устраивало то, что на федеральном уровне 20 миллионов семей владельцев садовых участков никто не представлял. В 1999 году ему удалось убедить руководство НДР, тогдашней партии власти, о создании всероссийской организации садоводов, были выделены деньги, проведены региональные конференции, а затем и учредительный съезд.
Любопытно, что вот уже два десятилетия А. Ольшанский колдует над своим сортом зеленого горошка, плети у которого достигают более 3 метров длины, в лопатке уже бывает и 12 горошин, а их диаметр уже более одного сантиметра. Однажды одна дачница, прогуливающаяся по садовому поселку, поинтересовалась, что за растение у него в виде огромного куста с ярко-красными ягодами?
— Красная смородина, — ответил А. Ольшанский.
— Да разве смородина такой бывает?! – изумилась дачница.
Бывает. Если она растет в саду Александра Ольшанского.
Эстетические принципы и философия Александра Ольшанского
Еще на литинститутской студенческой скамье, в далекие шестидесятые годы прошлого столетия, молодой писатель Александр Ольшанский заметил странное несоответствие: постулаты социалистического реализма и наиболее значительные литературные произведения отдельно, как котлеты и мухи. Начетничество и подлинное творчество не пересекались. С тех пор у Александра Ольшанского начался поиск, что называется, истины.
В семидесятых годах он познакомился с теорией информации, его навсегда покорила гениальная формула отца этой теории К.Шеннона: «Информация то, что устраняет неопределенность». А что не информация, то шум. Пришли мысли о том, что в литературе и искусстве информация по большому счету – это художественное открытие. Художественная информация – образная, кроме того, обладающая эмоциональным воздействием. Всякие же перепевы, вторичность, банальность вовсе не являются ни литературой, ни искусством. Следовательно, есть искусство, не искусство и антиискусство – образец последнего «Черный квадрат» К.Малевича: ноль информации, ноль эмоционального воздействия, без`образный образ, нарочитая эпатажность, короче говоря, вызывающее штукарство, претендующее на новое слово в искусстве.
Информация оказалась всеобщей категорией, такой же, как пространство и время. А это уже философия. Маркс всё подвергал сомнению, вот и А.Ольшанский засомневался в справедливости ленинской теории отражения по отношению к литературе и искусству, не мог согласиться с тем, что Л. Толстой – трюмо русской революции. Стало быть, искать надо в особенностях природы художественного мышления. Оно оказалось равноправным научному, строго говоря у человека два способа познания действительности: художественное, то есть образно-эмоциональное, или абстрактно-понятийное, то есть научное. Отсюда было уже недалеко до понимания главной функции искусства как функции познания. КПСС требовала отражать свои героические свершения, но это не соответствовало природе подлинного искусства. Крамола же состояла в том, что, по-мнению А. Ольшанского, художник – тот же исследователь, и если он добросовестно проводит исследование, то не в ответе за результаты исследования. Это делало излишним принцип партийности литературы и искусства. Со своими мыслями А. Ольшанский никуда не совался, предпочитал свои подходы реализовывать в художественной практике. И пришел к метареализму, не метафизическому или метафорическому, а послереализму, заявил, что первым метареалистом был тот, кто решил украсить иллюстрациями Библию. Его метареализм – это, прежде всего, свобода в использовании всех художественных средств, накопленных мировой художественной практикой к концу ХХ века. И подтвердил свой метареализм на практике – написал не похожую ни на одно литературное произведение дилогию «RRR».
Возникли также сомнения в истинности законов диалектики, почему-то называемыми законами развития. По мнению А. Ольшанского законы диалектики, такие как гегелевская триада, закон отрицания отрицания, борьбы и единства противоположностей, особенно положения так называемого исторического материализма, стали «научным» основанием людоедской политики по уничтожению так называемых паразитических классов. И не только. Это философия уничтожения, тогда как закон нормального, эволюционного развития – асимметрия, которая также является всеобщей категорией. Совершенно закономерно Александр Ольшанский пришел к философии гармонии, стал активным участником Глобального Союза Гармонии, где собрались десятки выдающихся интеллектуалов со всех континентов.
Итак, А. Ольшанский считает всеобщими категориями пространство, время, информацию, гармонию, «золотое сечение», асимметрию. Они являются свойствами глобальных надкатегорий — материального Мироздания, Вселенной, Космоса и духовного изначалья, которое мы называем Истиной, Богом, Создателем, Абсолютом, Духом Святым…
Наблюдения, догадки, идеи и выводы писателя – благодатнейшее поле для их развития или отрицания, для исследований, соискателей кандидатских и докторских степеней. Подробнее об эстетических принципах и философских воззрениях писателя можно прочитать на его сайте www.olshanski.ru в материалах «Некоторые мысли о художественной литературе», «Информационная природа и теория литературы», «Знак Гармонии», «Путь к Гармонии», «С материального витка на интеллектуально-духовный», «Метареализм. Почему?», «В контексте времени и культуры» и других, а также в мемуарах писателя «Все люди – братья?!»
Мы – из Нового Средневековья
Именно так, Новым Средневековьем, называет нашу эпоху писатель и публицист Александр Ольшанский в одной из последних своих аналитических статей, появившейся на сайте http://olshanski.ru. В ней сосредотачивается наше внимание на истоках и природе всемирного кризиса. «Кризис рукотворный, организованный загребущими руками, тут днем с огнем не сыскать никакой мистики и никаких закономерностей, якобы таящихся в самой природе «рыночной экономики», — автор сразу же отказывает в какой-либо объективной природе этого явления. Это из разряда явлений по-Ольшанскому: «Предрассудки, называемые научными категориями».
«Кризис не экономических клозетов, не спекулятивных фондовых и прочих рулеток, — утверждает он, — а мировоззрения, допускающем успех, прибыль, хапок любой ценой. Как известно, Иисус Христос выгнал торговцев из храма, то есть им было не место там, где были духовные и нравственные святыни, а так называемая «рыночная экономика» наживу, то есть собственность, объявила священной и неприкосновенной – вот в чем первопричина и главный антихристный грех так называемого «цивилизованного» мира. Для того чтобы жить, надо есть. Но никому в голову еще не пришло объявить последствия пищеварительного процесса священными и неприкосновенными, главной целью жизни. Получение выгоды – также процесс, но он превратился в самоцель. Истинные же цели, заповеди и моральные ценности стали в лучшем случае предметом лицемерия и политиканства, а не критериями жизни. В худшем – осмеяны и с циничным пренебрежением отвергнуты. Теперь маятник истории, достигнув крайней правой точки, явно двинулся в обратный путь, к левому максимуму».
Как обычно, Александр Ольшанский исследует явление в историческом плане, называет узловые моменты его развития на российской почве. Читателю будет нелишне узнать, что еще полтора века назад идеология не имела никакого влияния в обществе, но с помощью западников, маргинальных разночинцев, падких на чужебесие, она стала инструментов «приобщения» России к «цивилизации», разрушения традиций, расчеловечивания и раскультуривания. народа.
В статье резкой критике подвергается диалектический материализм, называется три опасных фундаментализма современного мира: троцкистско-ленинский, потерпевший фиаско, но способный воспрянуть вновь, атлантический, он же новозолотоордынский, исповедущий право «золотого миллиарда» благодентствовать за счет остального человечества, и поднимающий голову мусульманский, спровоцированный первыми двумя, в особенности новозолотоордынским.
Здесь же в концентрированном виде автор излагает свое мировоззрение. «Мир существует и развивается благодаря асимметрии, а не «единству и борьбе противоположностей», — утверждает Александр Ольшанский, который не приемлет и так называемую «гармонию противоположностей». «Бог создал человека по образу и подобию своему – первого асимметра, вот с тех пор асимметрия стала всеобщим законом эволюционного развития. Мужчина и женщина, день и ночь, холодное и горячее, родители и ребенок – не противоположности, а асимметрии. Кстати, симметрии в природе, если строго и всесторонне рассматривать любое явление на любом уровне, даже на атомарном, не существует, она лишь в сознании человека и в искусственных его творениях», — читаем мы. И дальше: «всеобщими категориями в нашем мире являются, кроме пространства и времени, информация, асимметрия, золотое сечение, гармония. … есть две глобальных надкатегории, сверхкатегории — то материальное, что мы называем Мирозданием, Вселенной, Космосом, и то духовное, именуемое нами Истиной, Абсолютом, Богом, Создателем, Духом Святым…»
А.Ольшанский всегда предлагает свое видение выхода из проблемной ситуации. В данном случае выход – в смене мировоззрения, в постижении Философии Гармонии, которая уже сформулирована в общих чертах в работах многих интеллектуалов, объединившихся в Глобальный Союз Гармонии. В частности, внимание читателей обращается на Математику Гармонии, основанной на золотом сечении, в формирование которой внесли выдающийся вклад наши соотечественники А.П.Стахов, живущий ныне в Канаде, и П.Я. Сергиенко, и на Социологию Гармонии, сформулированной в тетрасоциологии питерского социального философа и президента Глобального Союза Гармонии Л.М. Семашко.
Сотни интеллектуалов из многих стран, объединившихся в Глобальный Союз Гармонии, уже сегодня готовы предложить (и предлагают!) человечеству альтернативный и спасительных путь гармоничного развития. А.Ольшанский, кстати, почетный член этого союза, считает, что мы накануне Нового Возрождения. И делится с читателем, как он его видит и в чем его суть.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.