Люди

Люди, растерзав Мами-нсновидца за сожжение на костре ребенка и матери. Разрушили аулы, все пожитки забрали, Ушли в Трусовское ущелье со стадами. Тревога Сабана и «почетных стариков» была вызвана именно тем, что подвергался опасности караванный путь. Вести о том, какой враг пробивается к Дарьялу и что он несет с собой, Сабан выслушивал от каких-то гостей, которые «за чашей круговою» рассказывали: Что там, за цепью снеговою, Народы тешились войною, Стремясь пробиться на Кавказ. Страну, откуда пришли люди, чтобы «пробиться на Кавказ», Коста характеризует так: В былые времена Кавказу Не трудно было знать секрет Страны, где все права народа — Покорность, труд, нужда и стон, Где все, что создает свобода, Карал безжалостно закон. К этим данным необходимо прибавить еще одно указание Коста на то, что описываемые в поэме осетины — мусульмане. Возмущенный предложением Мами сжечь ребенка, народ кричал в ужасе: — «Ведь это преступленье! Такого стиха в Коране нет нигде!» Суммируя все эти данные из поэмы, мы можем сказать: в ней речь идет о русских войсках и России, а также об осетинах-мусульманах из прилегавших к Дарьялу аулов, бравших дань за проезд по Дарьялу. Дань брали, конечно, алдары«—осетинская знать. Защищая эту свою привилегию, татарские алдары неоднократно восставали против русских войск. Разумеется, в этой борьбе они привлекали Еа свою сторону простых крестьян, выдавая свои сословные цели за общенародный интерес: Этот момент хорошо отражен в поэме. Так, Сабан, глава совета «стариков почетных», «тревожился немало» и подготавливал народ к сопротивлению.

Добавить комментарий