Логика господства
Поскольку понятийное мышление определяется логикой господства, в «Негативной диалектике» и «Эстетической теории» Адорно попытался обозначить возможности иной модели рациональности, которая была бы способна обращаться к нетождественной реальности, освобождая подавленные слои опыта. Негативная диалектика это самокритика, самоопровержение разума, превращенная в способ непрямого сообщения. Негативность важнее для Адорно, чем любое позитивное утверждение, так как отрицание обнаруживает ложность, идеологичность замкнутого целого, скрывающего реальные страдания и антагонизмы. Но такое мышление только высвобождает возможность для эстетического опыта нетождественного, непонятийного, миметического, так же как в религии негативное богословие подводит к мистическому опыту. Авангардное и модернистское искусство, разрушая конвенции, спасает многообразие. Оно демонстрирует, как, например, в пьесах Сэмюэля Беккета, которому Адорно намеревался посвятить «Эстетическую теорию», деперсонализацию субъекта, разрушение любых норм, ограничений и иерархий. То, что кажется распадом сознания и языка, в действительности является побегом из тюрьмы тождественности, которая превращает индивида в легкодоступный объект социального манипулирования. Искусство должно быть автономно, но цена этой автономии бессилие, поскольку социальная действительность остается незатронутой эзотерическим эстетическим опытом авангарда, и спасение осуществляется только в сфере видимости. Но, несмотря на то что критическая сила искусства нейтрализуется эстетической видимостью, экспериментальное искусство, вызывая шок, разрушая традиционные формы, самораз рушаясь, негативно указывая своей дисгармонией на недостижимую классическую гармонию, которая для Адорно, как и для Маркса, была всетаки единственно возможным идеалом искусства, остается протестом против действительности. Этим оно отличается от коммерческого массового искусства, поверхностное правдоподобие, «красивость» и развлекательность которого действуют как ложное примирение, как реклама существующего порядка. «. Изначально сродство бизнеса и развлечения обнаруживает себя в специфическом предназначении последнего: в апологии общества. Быть удовлетворенным означает быть согласным».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.