Литературные мечтания
С момента появления кружка и до отъезда Станкевича за границу в 1838 году Белинский занимал одну из самых активных позиций в этом дружеском объединении. Многие идеи молодого Белинского впервые возникли в беседах со Станкевичем. В статье Белинского «Литературные мечтания» чувствуется влияние Шеллинга и немецких романтиков. В ней говорится, что искусство призвано «воспроизводить в слове, звуке, в чертах и красках идею всеобщей жизни природы», сама же идея есть «мысль единого, вечного Бога», а ее формы «великое зрелище абсолютного единства в бесконечном разнообразии». Творчество художника священное таинство, оно проходит три состояния или этапа (акта по Белинскому): первый потребность творить, в нем художником овладевает идея; второй этап вынашивание и созерцание идеи, здесь идея проясняется, облекается в образы, переходит в идеалы, которые, в свою очередь, тоже постепенно зреют и становятся видны художнику вполне отчетливо; в третьем акте происходит воплощение идеи в доступные другим людям формы. Свобода творчества, в его понимании, есть свобода «от лица творящего при зависимости от него» художник подчиняется идее, но предстает и рабом, и господином воплощаемой идеи, придавая ей черты своей индивидуальности, своего времени и народа.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.