«Культурные противоречия капитализма»
«Культурные противоречия капитализма»—так Д. Белл назвал свою последнюю книгу (1976), в которой получила наиболее развернутое теоретическое выражение логика политической и эстетической мысли «нового» консерватизма. Пожалуй, самое характерное здесь то, что и у Белла и у его коллег тяга к консервативному пониманию проблем искусства и общества связана с осознанием ими своего рода идеологического вакуума, духовного и культурного кризиса современного капиталистического общества.
«Я полагаю,— пишет Белл,— что мы приблизились к водоразделу в западном обществе: мы становимся свидетелями краха буржуазных воззрений на человеческую активность и социальные отношения, особенно на отношения экономического обмена, которые формировали облик современной эпохи последние 200 лет» *. Что же это за «буржуазная идея», кризис которой возвещает «новый» консерватизм? Согласно самому Беллу, «буржуазная идея» представляет собой систему классических либеральных представлений, основанную на традициях индивидуализма и «протестантской этики», идущих еще от Реформации и являющихся идеологическим эквивалентом экономической системы свободного предпринимательства. Нужно сказать, что в основе классического либерального мировоззрения находился определенный индивидуалистический идеал, служивший своего рода призмой для рассмотрения проблем общества, культуры, искусства. В плане экономики он является фундаментом принципа свободного рынка и предпосылки эффективности конкуренции между соревнующимися индивидами-предпринимателями. В социально-политическом плане на нем основывается идея о том, что в политике индивид важнее группы, и традиционный для либерализма идеал слабой государственной власти и невмешательства государства в социально-экономическую область.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.