Культурная политика
Но еще большие разногласия обнаруживаются сегодня у Маркузе не только с прежней политической тактикой «новых левых», но и с их прежней, их отношением к проблемам культуры и искусства. Здесь-то наиболее рельефно и виден идейный крен маркузианства в 70-х годах, отход от многих кардинальных положений эстетики контркультуры прошлого десятилетия. Своего рода «фокус» этой идейной переоценки — в принципиальном переосмыслении проблемы взаимоотношения искусства и политики, проблемы роли искусства в общественной жизни, которое, однако, нисколько не приближает Маркузе к правильному, материалистическому и диалектическому пониманию вопроса. Очевидно, в немалой степени указанная переориентация связана с рассмотренным выше изменением позиции Маркузе по проблемам леворадикальной политической тактики. Вопросам роли и функций искусства в общественной жизни, соотношения политики и художественного творчества посвящен третий, заключительный раздел «Контрреволюции и бунта» — «Искусство и революция», опубликованный также в качестве отдельного эссе в журнале «Партизан ревю» *. Сегодня главным объектом критической переоценки у Маркузе выступает идея об «искусстве как форме реальности», то есть то положение, которое в его предшествующих работах играло роль центрального по л итико-эстетического принципа Само выражение «искусство как форма реальности» сегодня Маркузе считает «двусмысленным», полагая, что никогда не будет ликвидировано специфическое «напряжение» между искусством и реальностью, что никогда искусство не сможет «раствориться» в реальности. Более того, саму эту идею Маркузе называет уже «материалистической версией абсолютного идеализма» 2, немыслимым единством субъекта и объекта.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.