Круги вращаются относительно друг друга
Круги вращаются относительно друг друга, так что «любой субъект может стать предикатом и наоборот». Приводится пример такого обращения: «благо есть великое» и «величие есть благое». Подобным же образом можно составить суждения из сочетаний любых других пар первопринципов и менять в них субъект и предикат местами.
Луллий утверждает,
Круги вращаются относительно друг друга, так что «любой субъект может стать предикатом и наоборот». Приводится пример такого обращения: «благо есть великое» и «величие есть благое». Подобным же образом можно составить суждения из сочетаний любых других пар первопринципов и менять в них субъект и предикат местами.
Луллий утверждает, что с помощью данной фигуры можно «находить средний термин и т.о. приходить к умозаключению» [2, С.3].
В тексте, посвященном первой фигуре, Луллий выстраивает определенную иерархию понятий. Самым общим является понятие, взятое само по себе, например, благо, величие и т.д. Если же какой-либо первопринцип применяется к другому, то первоначальное понятие становится менее общим. Например, когда мы говорим «великое благо». Наименее общим является первопринцип, применимый к единичному субъекту. Например: «благо Петра есть великое». Таким образом, разум, по Луллию, имеет лестницу для восхождения и нисхождения, различая полностью всеобщие, менее всеобщие и всецело единичные понятия.
В конце описания первой фигуры Луллий высказывает следующую мысль: все существующее может быть подведено под вышеперечисленные первопринципы первой фигуры. Под существующим подразумеваются прежде всего субъекты, которые приводятся в четвертой рубрике, т.е. различные уровни бытия. Все, что существует в мире, относится к какому-либо из этих уровней, к какому-либо из девяти субъектов. А каждый субъект, в свою очередь, есть или благой, или великий и т.д., как, например, Бог. Ангелы, которые «являются благими, великими и т.д.» [2, С.3].
Посредством этой фигуры мастер может узнать, какие понятия обращаются друг с другом, а какие – нет. Обращаются все понятия первой рубрики, взятые сами по себе. Обращаются также все принципы и первый субъект четвертой рубрики алфавитной таблицы, т.е. Бог. Например, «Бог есть доброта [благо]» и «доброта [благо] – божественна» [2, С.241] Однако не обращаются субъекты 4-й рубрики в отношении друг друга, т.е. ни Бог и ангел, ни ангел и небеса и т.д. Не обращаются божественные атрибуты, т.е. понятия первой рубрики и субъекты 4-й рубрики, кроме Бога, т.е. не обращаются доброта и ангел. Не обращаются доброта ангела и величие ангела и т.д.
Мы узнаем также, что посредством этой фигуры все объединяется, например, когда мы говорим: Бог есть добрый, великий, вечный и т.д. И так же об остальных.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.