Критика фрейдовского понимания
В своей репрессии как абсолютного культурного норматива выразители политико-эстетической концепции левого радикализма уже не могут не вводить социально-исторические и экономические элементы в рассмотрение проблемы отчуждения чувственности. Маркузе, например, стремится уточнить позицию Фрейда, вводя в социальную эстетику контркультуры два новых понятия — «сверхрепрессия» и «принцип производительности». В структуре репрессивного «принципа реальности» он выделяет биологический и социоисторический уровни. Первый обусловлен низкой производительностью труда, второй вызван к жизни не требованиями самоограничения в условиях биологической борьбы за существование, а стремлением правящих классов к расширению сферы репрессивного манипулирования ради сохранения и укрепления власти над индивидом. «Если это так,— заключает Маркузе,— то репрессивная организация инстинктов в условиях борьбы за существование объясняется внешними причинами, то есть такими, которые не укоренены в структуре самого инстинкта, а проистекают из особых исторических условий его развития»
Этот мотив совершенно отличен от фрейдовской логики, в рамках которой не проводится различие «внешних» (социально-исторических) и «внутренних» (природных) факторов репрессивной организации человеческой чувственности. Однако, по мнению Маркузе, перенос акцентов на социально-исторический аспект отчуждения природных чувственно-эстетических влечений индивида как будто бы гарантирует возможность постепенного ослабления репрессивного контроля над инстинктивным развитием и полную ликвидацию угнетающих личность репрессий в будущем.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.