Конные подразделения
В отличие от первых двух авторов Арсен Коцоев усматривает в произведении защиту старых адатов и националистический дух, историческую основу произведения он видит иначе, находит в ней более сложное переплетение сословных интерсов тагаурских алдаров. Коцоев видит в отдельных репликах неприязнь к «русским», но в произведении речь идет не о русском народе, а о войсках карательной экспедиции и о казачьих конных подразделениях. Они, конечно, были русскими по национальной принадлежности, как и «белый царь», пославший их на Кавказ, но на этой основе нельзя распространять на русский народ то, что говорится в адрес генерала Абхазова, войск карательного отряда и казачьих подразделений. Само слово «русский» в устах людей начала XIX века ничего другого не означало и расширять его до понятия «русский народ» недопустимо и неправомерно.
Чтобы правильно понять и оценить идейное содержание трагедии «Хазби», необходимо осветить те вопросы, которые так или иначе ставились упомянутыми авторами. Это прежде всего вопросы об исторической основе трагедии, о мотивах социальной и национальной освободительной борьбы в трагедии и их соотношении й, наконец, о революционном пафосе произведения.
Является ли трагедия «Хазби» собственно исторической? Если иметь в виду такие требования жанра исторической трагедии, как обязательное наличие реальных исторических событий и действительных исторических лиц, то «Хазби» неправильно называть исторической драмой. В ней мы имеем дело не с документально зафиксированной историей, а с ее легендарной интерпретацией. В ней изображены не действительные исторические лица, а характеры, созданные силой творческой фантазии художника, и «народный песенный герой», как совершенно правильно назвал Хазби, центрального персонажа трагедии, Александр Тибилов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.