Концептуальная невооруженность и теоретическая противоречивость эстетики контркультуры
Она объясняют свойственные ей акценты на сугубо эмоциональное, чувственное неприятие буржуазного общества. Отсюда предпочтение, оказываемое контркультурой образно-беллетристическому, а не дискурсивно стилю мышления, а также широкое использование образов и метафор вместо научных понятий и концепций. И хотя порой в социальной эстетике левых радикалов встречаются сугубо спекулятивные моменты, они, скорее, являются оборотной стороной образно-метафорического мышления и имеют ярко выраженный мифотворческий характер. О характерном для контркультуры противоречии между чувственным образом и спекулятивным мифом можно судить по трактовке такого специфического для ее эстетики понятия, как «репрессия».
С одной стороны, как и в традиционном психоанализе, в эстетике контркультуры принцип психологической репрессии, насилия над чувственной природой человека выступает в качестве механизма порождения отчужденного искусства, подавляющего природные влечения индивида и направляющего их в иллюзорное русло художественного образа. Но наряду с этим понятие репрессии понимается контркультурой и как обобщенная характеристика социальной структуры как таковой в ее отношении к отчужденному индивиду. В этом понимании оно и вошло в сознание молодежного протеста 60-х годов. Поэтому в широком смысле понятие репрессии фиксирует один из реальных аспектов противоречивого взаимоотношения между индивидом и обществом в условиях антагонистической формации. Однако психоаналитическая трактовка этого понятия, к которой широко прибегают теоретики контркультуры, связана с тем, что абстрактное истолкование якобы пагубной для индивида зависимости человеческих чувственно-эстетических способностей от социально-предметных отношений превращается в некую обобщенную внеисторическую характеристику психики общественного человека.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.