Классики традиционного консерватизма
Далеко не случайно, что многие из или не были чужды художественно-эстетическим интересам (Эдмунд Берк, Жозеф Местр, Луи Бональд), или сами были поэтами и литераторами (Сэмюель Колридж, Уильям Вордсворт, Новалис). Сфера духовности, в свою очередь истолкованная как ригористическая причастность к миру высших «истин», противопоставляется здесь «вульгарной власти денег» и «материализму». Характерно при эюм, что вопросы искусства, философии и религиозной веры консервативное сознание как бы подводит под общий знаменатель моралистики. В этом смысле консервативная критика демократических и реалистических тенденций в культуре и искусстве, осуществляемая на первый взгляд с позиций «чистой красоты», по сути дела выполняет вполне определенные социальные функции и ведется с точки зрения идеи авторитарного социального «порядка» и резкой оппозиции любым настроениям радикализма и недовольства, несущим угрозу для стабильности классового «статус-кво». Специфику культурно-эстетической платформы традиционного консерватизма, попытки увязывания художественной проблематики с консервативными социально-политическими рецептами можно проиллюстрировать на примере так называемого «культурного консерватизма» начала XX столетия, представленного американскими (и некоторыми западноевропейскими) авторами и оказавшего, как мы увидим, определенное влияние на формирование эстетической концепции «нового» консерватизма 70-х годов. Будучи в основном представителями художественных и элитарно-академических кругов, эти философы, критики, эстетики, писатели, поэты — Джордж Сантаяна и Томас Стернз Элиот, Ральф Адамс Крэм и Генри Менкен, «новые гуманисты» (Ирвин Бэббит и Поль Мор) и «южные аграрии» (Джон Кроу Рэнсом, Аллен Тейт, Дональд Дэвидсон) — все они, обличая современное им буржуазное общество в прагматизме и утилитаризме, забвении «вечного» и «духовного», в поисках своего идеала обращаются к Древней Греции, средневековому христианству, «старой Европе». Индустриализм в понимании этих традиционалистских консерваторов означает вечноё «изменение», разрушающее устоявшиеся патриархальные связи и вытесняю — ющее «высшие» духовные ценности безудержной погоней за материальным удовлетвррением. «Индустриальный век привел к хаосу. Машина оказалась чудовищем Франкенштейна, национализм обернулся угрозой новой и на этот раз последней для человечества войны»,— утверждал еще в 30-х годах Крэм.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.