Классическая западноевропейская культура
В плане этих идей Маркузе предлагает свою интерпретацию истории По его мнению, уже с древнегреческого искусства и философии человеческое «Я» проявило себя как «ego agens» — как агрессивный субъект, противопоставивший себя объекту и стремящийся к безраздельному господству над ним. «Природа — как его собственная, так и внешняя — задавались ему как нечто, что должно быть завоевано» . Господство над природой (в обоих значениях) выступает в западноевропейской культуре как условие самосохранения и саморазвития субъекта. Господство над чувственностью— «внутренней» природой человека — уже в Древней Греции расценивалось как необходимый конститутивный момент разумного видения мира. «Природа» априорно воспринималась как нечто подвластное контролю и господству, а «деятельность» и «работа» расценивались лишь в плане «силы» в борьбе с природой. Объективный мир воспроизводится в построениях европейской культуры в терминах деятельного освоения и покорения противостоящей реальности. Разумное слово, античный Логос, как пишет Маркузе, выступает как «логика господства» над внешним и внутренним миром, познание становится символом агрессии и, как в Библии, обладания. И в то же время, продолжает Маркузе, в лоне западного искусства и философской метафизики рождается необычный и в целом чуждый их духу образ единства объекта и субъекта — «бытия-в-себе-и-для-себя». Характерный, скорее, для восточной мыслительной и художественной традиции, в большей степени созерцательный, чем действенный и продуктивный, этот образ находится в противоречии с Логосом — идеей разумной и деятельной упорядоченности мира. Символами отношения к миру, выражаемого Логосом, оказываются уже знакомые нам образы «деятелей» — Прометея и Гермеса. Символами иного, альтернативного отношения к действительности — образы Орфея и Нарцисса, в которых находят примирение Эрос и Танатос, которые несут в себе ощущение созерцательности и мира, не нуждающегося в преобразовании и подчинении.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.