К этому понятию добавляются другие
К этому понятию добавляются другие, такие как сущность и акциденция, которые также не могут быть ложными и не подлежат проверке. Благодаря им начинает видеться различительно то, что прежде воспринималось в виду смутного и предельно общего основания. Теперь понимание видит воспринятую вещь конкретной и отличающейся от других; оно дополняет (это
К этому понятию добавляются другие, такие как сущность и акциденция, которые также не могут быть ложными и не подлежат проверке. Благодаря им начинает видеться различительно то, что прежде воспринималось в виду смутного и предельно общего основания. Теперь понимание видит воспринятую вещь конкретной и отличающейся от других; оно дополняет (это видение) примечаниями о бытии этой или другой сущности, о ее бытии тем или другим способом, о простом или сложном бытии. Бытие, сущность, акциденция, качество, возможность..:таковы ступени познания в системе Фокса Морсильо; такова цепочка врожденных идей, посредством которых, как он считает, неизбежно происходит и претерпевает изменения восприятие чувственного. Применяя верховные (?ltimas) категории, он допускает многочисленные ошибки, пополняя их состав или устраняя необязательные (indebidas) категории; но всегда душа отправляется от самого всеобщего и необусловленного понятия, каковым является понятие бытия, в то время как чувства понимают только единичное, которое, в силу его множественности, ведет к смутному познанию, хотя и на основании, противоположном интеллектуальному познанию, смутность и неопределенность которого обязаны самому его единству, зашифрованному (cifrada) в понятии бытия (aliquid esse). Этим двум путям познания, из которых один следует от единичного к всеобщему, а другой от всеобщего к единичному, соответствуют два метода: синтеза, то есть соединения друг с другом разных вещей, и анализа, или разложения целого на части, различения их. Синтез более полезен для конституирования наук, а анализ для их распространения и научения им.
Этих поверхностных указаний достаточно, чтобы осмыслить масштаб системы Фокса Морсильо, чреватой подлинной революцией в традиционной диалектике и возвратом к платоновской диалектике, но расширенной в ее границах с тем, чтобы она включала также и индукцию Вивеса и Бэкона, каковой наш севильский философ доверил труд демонстрирования a posteriori тех же истин per se notas.
Так как Фокс Морсильо был убежден в том, что философская наука не должна ограничиваться чистой спекуляцией, а должна ставить практические цели, то он написал, кроме своего «Комментария к «Республике» Платона», трактаты по этике и политике. Во всех этих книгах провозглашается гармоническая идея, при том, что предпочтение Платона здесь весьма демонстративно: он принимает его общее благо и врожденные, а не приобретенные человеческие чувства (afectos). В платоновской Республике его не удовлетворяет не деспотизм государства, а общность женщин и их участие в общественных делах.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.