Изменение качества труда
Хотя от проблемы отчуждения чувственности Маркузе и переходит к проблеме, в основе его рассуждения прослеживается характерная для социальной эстетики контркультуры вульгарно-натуралистическая схема. Как видно, Маркузе существенно упрощает стоящую перед ним проблему изменения характера трудовой деятельности, сводя «свободный труд» к проявлению некоего инстинктивного влечения. Объективно здесь проявляется иррационалистическая склонность контркультуры, поскольку сама идея «эротизации труда» заострена против рационального и осознанного подхода к проблеме социального освобождения трудовой деятельности. Кроме того, выдвинутая теоретиками контркультуры идея «эротизации труда» основывается на специфическом «обороте» фрейдовской концепции культуры и искусства, использовании ее как бы с противоположным знаком. В самом деле, согласно основателю психоанализа, бессознательные чувственные влечения индивида, не находя реализации в условиях диктуемой трудовым принуждением репрессии, получают косвенное, сублимированное выражение в культурно-художественном творчестве, в искусстве. Произведение искусства с этой точки зрения есть знак, символ, «зашифровка» тех влечений, которые подавляются в реальной общественной жизни. Для социальной эстетики контркультуры, напротив, ликвидация репрессии призвана обеспечить возможность «прямого», не опосредованного искусством выражения бессознательных чувственных влечений в самой общественной жизни и прежде всего в трудовой деятельности. Предполагается, что сексуальный инстинкт, Эрос, вместо того чтобы сублимироваться в художественном творчестве, сможет найти «прямые» неопосредованные выражения, которые к тому же не только не будут представлять угрозы обществу, но выведут социальное и культурно-духовное развитие человечества на более высокую ступень прогресса. «Реактивация полиморфной нарциссической сексуальности», утверждает Маркузе, заложит основы «свободной культуры», в которой эстетический потенциал искусства окажется «растворенным» в самой жизни и в которой человеческое тело перестанет быть инструментом отчужденного труда и станет субъектом эстетической самореализации. Иными словами, общественно полезный труд, согласно рассуждению Маркузе, может стать удовлетворением либидозных чувственно-эстетических влечений.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.