Историческая форма «принципа реальности»
Соответствующей «сверхрепрессии» является, согласно Маркузе, репрессивный «принцип производительности», подчиняющий, как «протестантская этика» М. Вебера, всю жизнедеятельность индивида самоцели накопления капитала и развития производства. Как определенный исторический этап репрессивная культура и «принцип производительности» необходимы, поскольку именно они подготавливают материальные условия для уничтожения репрессивной организации человеческой чувственности. Согласно этому предположению, условием перехода от репрессивного «принципа реальности» (то есть «принципа производительности») к нерепрессивному является материальное изобилие: «Нерепрессивный строй — это строй изобилия»; «свобода лежит по ту сторону борьбы за существование» .Нужно сказать, что в марксизме речь идет о вызревании материальных предпосылок социалистического общества в недрах капитализма, однако это лишь предпосылки материального изобилия, действительное достижение которого представляется возможным лишь в реальном процессе движения к коммунизму. В то же время в контркультуре стереотип «общества изобилия» полагается как реальность сегодняшнего Запада. Отношение контркультуры к проблеме материального изобилия—убедительный пример того, как сознание протеста ассимилирует расхожие стереотипы и пропагандистские символы буржуазноапологетических концепций. Как раз в этом отношении справедливы слова одного из западных критиков контркультуры, подчеркивающего, что «в «Эросе и цивилизации» содержится ряд весьма примечательных рассуждений о том, каких изменений следовало бы желать в психической структуре современного человека; однако очень мало внимания уделено вопросу о том, как реально осуществить эти изменения, если не считать упований Маркузе на экономику изобилия» ’.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.