Источники общеизвестны
Источники общеизвестны, назвать их не трудно. Важнее ответить на вопрос: как Коста из пословицы или притчи, создает произведения профессиональной поэзии? Анализировать все басни нет необходимости. Ясное представление о том, как поэт преображает форму и обогащает содержание фольклорного текста, может дать разбор любой из них. Возьмем только что упомянутый «Упрек». Фольклорный источник — популярная пословица или вывод из притчи. Дело в том, что многие осетинские пословицы именно таковы по происхождению — являются обобщенным выражением морали притчи. Порой этот вывод отделяется от сюжетной ситуации притчи и употребляется самостоятельно, но известна и притча — ее сюжетная ситуация и персонажи. В данном случае в пословице сохранилась сюжетная ситуация, назван и один из персонажей (в притче, как правило, два персонажа), другой упомянут анонимно: Чидаер бираегыэен амбисдендтае хаета, уый та афтае — ауадз мае, уаелае саегь фаелидзы (Кто-то наставлял волка, а он говорит — не занимай меня, вон коза убегает). О том, что волчий норов упрям и постоянен, повадки его неизменны, есть и другие пословицы. Коста привлекла видимо ясность сюжетной ситуации и анонимность второго пеосонажа. Это давало простор воображению, возможность обогащения, притчи образом второго, отсутствующего персонажа. Ведь образ волка остался в басне тем же, что и в пословице — он произнес ту же фразу в чуть измененной форме и бросился на козу, Басня по существу состоит из речи медведя, обращенной к волку. И эта речь ярко характеризует как волка, так и мед- дведя — образ созданный целиком воображением поэта.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.