Идея и практика «политики как театра»
Помимо этих мотивов притягательность для радикалов обусловливается и рядом социально-психологических факторов, оказавших существенное влияние на эстетику контркультуры. Дело прежде всего в том, что сама идея «театра» в ее леворадикальном осмыслении оказалась чуть ли не синонимом политико-эстетического «сопереживания», «сопричастности» неким коллективным формам сознания и действия, когда индивидуальный зритель становится одновременно и актером, участником своеобразного коллективного ритуала, совокупной церемонии приобщения к неким всеобщим и надличным началам — «Истине», «Справедливости», «Красоте». Эта ностальгия по утерянному «коллективистскому» раю отчетливо проявилась в практике контркультуры, в попытках противопоставить буржуазному индивидуализму новые формы общностей (например, коммуны), а также и в такой нашумевшей постановке «Ливинг-театра», как «Рай — немедленно!» (1968) или в рок-мюзикле «Волосы», где одной из основных сюжетных линий была тема «возврата» героя-индивидуалиста в некое общинное лоно. Именно в этом смысле участие в «театральном» действии, когда эстетические критерии становились пробным камнем конкретной политической акции, осознавалось непосредственными участниками «игры в Революцию» в качестве своего рода субститута утерянной «коллективности» и мыслилось как преодоление некоего патологического состояния, под которым подразумевались устои буржуазного индивидуализма. Рассмотренные в этом плане политико-эстетические тенденции современного левого радикализма предстают в качестве весьма двойственного и самопротиворечивого образования: с одной стороны, в теории и практике контркультуры выявилась несомненная тяга к коллективистски (ритуальным формам сознания и поведения, которые в идеале должны были бы преодолеть «частичность», разобщенность и индивидуалистичность буржуазного этоса.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.