Идеи утопистов
Как известно, Маркс высоко оценивал об изменении роли искусства в общественной жизни, о превращении труда в источник нравственного и эстетического удовольствия, но при этом категорически отвергал антинаучный метод утопического мышления и само представление о труде-игре. Маркс писал, что труд никогда не может стать игрой, а освобождение труда «ни в коем случае не означает, что этот труд будет всего лишь забавой, всего лишь развлечением, как это весьма наивно, совсем в духе гризеток, понимает Фурье. Действительно свободный труд, например труд композитора, вместе с тем представляет собой дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение» . Марксова критика фурьеризма типологически применима и к концепции «нерепрессивной культуры» — этой социально-эстетической утопии контркультуры, в которой» и «эстетизация» труда оказывается лишь иллюзорным решением актуальной социальной проблемы.
Сама попытка решения проблемы освобождения труда путем его выведения из некой чувственно-эстетической склонности и придания ему «эротического» характера в теоретическом плане неизбежно отбрасывает социально-эстетическую утопию контркультуры далеко назад, на уровень домарксовского утопического социализма. Однако в конкретном общественно-политическом и культурно-художественном контексте современной идеологической борьбы утопия «нерепрессивной культуры» объективно выступает с ревизией как марксистской концепции роли искусства в общественной жизни, так и марксистской теории социалистической революции. Кроме того, в системе социально-эстетических идей контркультуры, как они были сформулированы и получили распространение на Западе в 60-х годах, проблема «отчуждения чувственности», занявшая центральное место, заслонила многие другие не менёе — а в ряде случаев и более — важные проблемы социальной теории и эстетики. Решение этой проблемы оказалось целиком подчинено задаче «пересмотра» марксизма в свете его «обновления» фрейдизмом.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.