Греховность мира
По Соловьеву получается, что греховность мира связана не с грехопадением человечества, так как зло имеет не только человеческую, но и метафизическую причину, оно разлито в мире, ставшем недолжным. Возникает задача превращения его в должный, где хаос и зло преодолены, т. е. задача возвращения к Богу. На этом пути к воссоединению с Богом красота в двух ее видах как природная, так и художественная является существенным доказательством того, что всеединство действительно существует, что это не просто умственная гипотеза, что ее можно увидеть и ощутить непосредственно и, следовательно, цель человечества достижима. Этим объясняется наличие двух основных разделов эстетики Соловьева: раздела, посвященного философскоэстетическому анализу феномена красоты в природе, и второго, где рассматривается красота в художественном творчестве. Соловьев выступал одновременно и как философ, и как художественный критик, создатель особого жанра философской критики, демонстрируя способности, необходимые для такого вида деятельности: тонкий вкус, острый стиль, публицистический темперамент.
Красота зависит от двух моментов: от уровня развития идеи и от степени ее воплощенности. Первый момент создает критерий оценки красоты по высоте ее духовности: здесь ее формы выстраиваются следующим образом: красота неорганических тел; органическая красота (растения и животные); красота человека (телесная и душевная); художественная красота, образующая иерархию искусств от архитектуры, имеющей своим материалом природные образования, которым она придает правильную форму и, вознося их в небо, наделяет силой торжества над тяжестью, косностью материи; скульптуры, также работающей в трехмерном природном материале над идеализацией человеческого тела, до живописи, создающей видимость мира (по современным понятиям виртуальный мир), музыки, дающей проявиться Душе мира через звук, голос, и, наконец, поэзии, выражающей тончайшие движения человеческого сердца. Второй момент указывает на степень воплощен ности идеи, так как красота складывается из двух начал духовного и телесного, это идея оплотнившаяся, воплощенная, или вещество, тело, просветленное идеей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.