Годы революции
В годы революции писатель пришел к убеждению, что в жизни его родного народа, да и всех народов России, есть один конфликт, имеющий великое историческое значение, заслоняющий своей важностью и неимоверной трудностью разрешения все остальные вопросы. Это конфликт между народом и царским самодержавием, его огромным государственным аппаратом. Это вопрос о революционном, насильственном низложении всей системы самодержавного строя.
Осознав всю важность этого конфликта, писатель понял, что для решения его недостаточно быть человеком патриархальной нравственности, что оно требует революционного действия и, следовательно, революционной этики, отличной от патриархальной. Вопросу о том, как же в душе патриархального горца, ставшего революционером, уживаются его исконные представления о человеческом долге и требования революционной этики,. посвящен рассказ «Месть молодого горца».
Когда писатель лучшие нормы патриархальной этики соотносил с моралью лакея и абрека, эгиоста («Лучше смерть, чем позор»), то он видел и приветствовал их превосходство. Но участие в освободительной борьбе привело писателя к сопоставлению этики патриархальной старины с этическими убеждениями революционера.
Соотношение между этими двумя типами нравственности, оказалось не в пользу старой морали, а противоречие между ними трагическим. Это противоречие писатель показывает, для вящей убедительности превосходства революционной этики, в трагически острых ситуациях.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.